«Не навреди другому» (агрессивное поведение)

Авторство

Яско Лариса Михайловна

Психолог
Город: Серов
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия

                                                               1. Понятие агрессивности

      Агрессивность - свойство личности, представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред.

     Как и всякое свойство, агрессивность, имеет разную степень выраженности:

·        от почти полного отсутствия агрессивности

·        до ее предельного развития.

  Агрессивность, в определенных пределах, необходима любому человеку. Она может служить:

·        способом самозащиты,

·        отстаивания своих прав,

·        удовлетворения желаний и достижения цели.

   Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль

в способности ребенка:

·        адаптироваться к обстановке,

·        познавать новое,

·        добиваться успеха.

    В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна:

·        нанести вред,

·        сформировать нежелательные черты характера  - либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя.

 И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

    Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха.

    Второй тип агрессивности временами тоже может быть необходим

для адаптации и выживания.

 

                                       2.   Основные причины проявления детской агрессивности

1.     Стремление привлечь к себе внимание сверстников.

2.     Стремление получить желанный результат.

3.     Стремление быть главным.

4.     Защита и месть.

5.     Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

  При достижении желанной цели их агрессивные действия прекращаются.

   Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения.  Однако у определенной категории детей агрессия сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

   Огромное значение для формирования агрессивных проявлений имеет популярность ребенка в среде сверстников. В младшем школьном возрасте для получения признания и популярности в детской группе особое значение имеют:

·        интеллектуальное развитие ребенка,

·        его физическое развитие и сила (для мальчиков),

·        привлекательный внешний вид и красивая одежда (для девочек),

·        умение придумать и организовать какое-нибудь дело или игру.

    Если ребенок чувствует, что другие дети отвергают его и не признают его авторитет, что он не может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в классе или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские позиции, расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрессивное поведение может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми. Оно возникает в ситуациях общения с ними и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неудач. Физическая боль или унижение сверстника вызывает  у этих детей удовлетворение, агрессия выступает при этом как самоцель. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. На упреки и осуждения взрослых они отвечают: Ну и что! И пусть ему больно! Что хочу, то и делаю.  По результатам исследований выяснилось, что эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств; он имеет предвзятое мнение о том, что другие относятся к нему пренебрежительно. И как результат такого искаженного мировосприятия – другой ребенок выступает для них как противник, как препятствие, которое нужно устранить путем подавления, унижения. И  как следствие, для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание другому. В  других людях такой ребенок видит прежде всего себя и отношение к себе. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого.

    Демонстративные дети активны в общении, но не испытывают реального интереса к другим.  Стремятся обесценить достижения другого ( «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок»). Говорят только о себе, используют все средства привлечения внимания к себе. Если отношения с группой

не складываются, применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.   Не насыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков.

    Научно обосновано существование связи между проявлением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье. Так, доказано, что если родители проповедуют:

·        Авторитарное воспитание, строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства,  ребенок начинает скрывать свой  гнев в присутствии родителей и вымещает

     его на более «слабые» объекты (младших детей, животных).

·        Попустительское отношение к ребенку, когда родители непоследовательны в своем отношении и требованиях к нему, мало уделяют малышу внимания, также приводит к появлению агрессивных черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся  во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение.

   Аналогичная причина проявления агрессии наблюдается и у детей, чьи родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать  своему ребенку. Такие дети, помимо привлечения к себе внимания, используют агрессию для того, чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний. Ребенок чувствует, что при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что он всегда может начать капризничать или рассердиться на родителей, повлияв тем самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить игрушку, разрешить или не разрешить смотреть телевизор. Поэтому для того, чтобы определить причины появления агрессивного поведения своего ребенка, необходимо, прежде всего, определить, а не сами ли родители провоцируют у ребенка подобное поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия  с ребенком.  В дошкольном возрасте еще не поздно предпринять такие попытки. Работа должна быть направлена не только на безопасный выход агрессии, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков и игровой деятельности, но и на формирование способности видеть и понимать других.  Очень важно во- время определить проблемные формы межличностных отношений, чтобы помочь ребенку преодолеть их. Такая помощь должна основываться на понимании  причин, лежащих  в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Причины могут быть разные.

·        психологические особенности детей (агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность;  отрицательные черты характера; другие особенности);

·        различные представления о нормах поведения;

·        различные неврологические причины (предрасположенность  к неврозам, гиперактивность и др.);

·        влияние родительских установок, стилей воспитания;

позиции учителей - влияние социального  контекста (современных реалий) на изменение представлений о нормах поведения и ценностях.

 

                                3. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте

    Агрессивность – довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста (с 6-7 до 9-10 лет) Часто можно наблюдать

 7 – 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу,

 а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7 – 10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию,   «уничтожая» своего соперника с помощью слов. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями детской агрессивности.  Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Школьники  могут обижать взрослых, своих сверстников и детей более младших по возрасту, а также животных.

    Агрессия может проявиться в результате  различных межличностных  взаимодействий,  провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется и без видимой причины. В любом случае, даже если

на первый взгляд причина агрессивности  у ребенка не видна, агрессия появляется не на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обусловливающие появление этих негативных реакций

в поведении ребенка  

   Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу.

   Когда ребенок приходит в школу, то у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, подчеркивал Д.Б.Эльконин.  У дошкольника имеются 2 сферы социальных отношений:

·        «ребенок-взрослый» и

·        «ребенок –дети»

  Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют

на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями.

Эти отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.

    В школе возникает новая структура этих отношений. Система –

«ребенок – взрослый» дифференцируется.

    Система «ребенок - учитель»  начинает определять отношения ребенка

к родителям  и отношения ребенка к детям.

    Впервые отношение «ребенок - учитель»  становится отношением «ребенок - общество».  В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых  эталонов, одинаковых мер для оценки.

Д.Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток, к том, как учитель относится к детям, если ребенок замечает: если ребенок замечает, что у учителя есть «любимчики», то ореол учителя тускнеет. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если по отношению к правилу он допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относиться к эталону, который вводит учитель.

  В детском возрасте значительная часть  поведения ребенка основана на механизме подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в школьном возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начинает подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаимодействия с другими людьми.  Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Среди, типичных психологические причин, приводящих к конфликтным отношениям ребенка со сверстниками:

·        повышенная агрессивность,

·        обидчивость,

·        застенчивость и

·        демонстративность.

   Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность:

       

                                4.   Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте

   Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются 2 соперничающих друг другу влечения:

1.     потребность в близости и принадлежности другому и

2.     стремление сохранить и утвердить собственную идентичность.

   У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время:

·        оборвать свою зависимость от родителей,

·        сформировать свои взгляды и

·        начать совершать самостоятельные поступки.

     Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитетов взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером.

     Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности.

     Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.

    В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердится с помощью агрессии. О.И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.

     Стимулом агрессивного поведения подростка или группы служат беззащитность, уступчивость или, наоборот, оказание сопротивления жертвой.

     Беззащитность и уступчивость жертвы провоцирует активность агрессора. 

     Оказание сопротивления жертвой вызывает ярость, характеризующийся стремлением проучить, дать понять, с кем он имеет дело.

    Самым существенным стимулом является желание агрессора или группы испытать власть над людьми. Жажду власти, возможность господствовать над другими, можно отнести к функциональным психологическим образованиям, способствующим агрессивному поведению. В случае группы-агрессора возникают два этажа власти: власть (авторитет) лидера над группой и власть группы над жертвой. Существенным моментом является то, что лидеру нет особой нужды проявлять свое превосходство над жертвой, поскольку он и так господствует над группой. А каждому члену группы, особенно из низов, хочется самоутвердиться, компенсировать свою определенную ущербность, испытываемую из-за низкого статуса в группе.

     Стремление к власти оказывает влияние в частности и на чувство любви к представителям противоположного пола. Под воздействием сверхсильного мотива власти любовь превращалась в требование любви, в деспотически-эгоистическую любовь. У личности с сильным стремлением к власти, в первую очередь у авторитарных лиц, любовь превращается в дополнительное средство приобретения власти. Такая любовь становится принудительной и навязчивой. Люди, которые принуждают других любить себя, все время озабочены тем, чтобы везде быть любимыми. Они впечатлительны и даже чувствительны, но по ту сторону этой поверхности живет их скрытая враждебность к людям, которая и мешает им устанавливать истинную любовную связь. В жизни таких людей действует не нормальное правило «Я хотел бы быть любимым», - а другое: «Я должен быть любимым». Это требование обычно не знает границ, такие люди живут в постоянном страхе всевозможной потери всего приобретенного, они крайне ревнивы и поэтому никогда не достигают состояния постоянного доверия.

     Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится:

·        бедность ценностных ориентаций, их примитивность,

·        отсутствие увлечений,

·        узость и неустойчивость интересов.

    У этих детей, как правило:

·        низкий уровень интеллектуального развития,

·        повышенная внушаемость,

·        подражательность,

·        недоразвитость нравственных представлений.

    Им присуща:

·        эмоциональная грубость,

·        озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.

    У таких подростков наблюдается:

·        крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная),

·        повышенная тревожность,

·        страх перед широкими социальными контактами,

·        эгоцентризм,

·        неумение находить выход из трудных ситуаций,

·        преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

  Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает:

·        средством поднятия престижа,

·        демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

   Агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций.

    В норме оно:

·        освобождает от страха,

·        помогает отстаивать свои интересы,

·        защищает от внешней угрозы,

·        способствует адаптации.

   В целом для развития личности подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает:

·        внимание,

·        власть,

·        признание,

·        деньги,

·        другие привилегии,

у подростков с большей вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

 

                                                                    Список используемой литературы

1.     Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция М.: Генезис , 2009. – 216 с.

2.     Агрессивность и причины ее возникновения    

     shkola22ps2.narod.ru/str.2.html 

3.     Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

4.     Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.:

         Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460С. – (Основы наук).

   6.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. Пособие:

         в 2 кн..(кн. 1) - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-.384с.:ил.

    7.   Семенова  С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. 

    Пособие/ Под общей ред. Н.С.Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во

    УГППУ, 2000. 180 с.

 

 

 

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!