«Не навреди другому» (агрессивное поведение)
1. Понятие агрессивности
Агрессивность - свойство личности, представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред.
Как и всякое свойство, агрессивность, имеет разную степень выраженности:
· от почти полного отсутствия агрессивности
· до ее предельного развития.
Агрессивность, в определенных пределах, необходима любому человеку. Она может служить:
· способом самозащиты,
· отстаивания своих прав,
· удовлетворения желаний и достижения цели.
Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль
в способности ребенка:
· адаптироваться к обстановке,
· познавать новое,
· добиваться успеха.
В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна:
· нанести вред,
· сформировать нежелательные черты характера - либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя.
И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха.
Второй тип агрессивности временами тоже может быть необходим
для адаптации и выживания.
2. Основные причины проявления детской агрессивности
1. Стремление привлечь к себе внимание сверстников.
2. Стремление получить желанный результат.
3. Стремление быть главным.
4. Защита и месть.
5. Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
При достижении желанной цели их агрессивные действия прекращаются.
Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.
Огромное значение для формирования агрессивных проявлений имеет популярность ребенка в среде сверстников. В младшем школьном возрасте для получения признания и популярности в детской группе особое значение имеют:
· интеллектуальное развитие ребенка,
· его физическое развитие и сила (для мальчиков),
· привлекательный внешний вид и красивая одежда (для девочек),
· умение придумать и организовать какое-нибудь дело или игру.
Если ребенок чувствует, что другие дети отвергают его и не признают его авторитет, что он не может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в классе или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские позиции, расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрессивное поведение может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми. Оно возникает в ситуациях общения с ними и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неудач. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у этих детей удовлетворение, агрессия выступает при этом как самоцель. Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. На упреки и осуждения взрослых они отвечают: Ну и что! И пусть ему больно! Что хочу, то и делаю. По результатам исследований выяснилось, что эти дети явно сомневаются в положительном отношении со стороны сверстников. такому ребенку кажется, что его не ценят, не видят его достоинств; он имеет предвзятое мнение о том, что другие относятся к нему пренебрежительно. И как результат такого искаженного мировосприятия – другой ребенок выступает для них как противник, как препятствие, которое нужно устранить путем подавления, унижения. И как следствие, для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание другому. В других людях такой ребенок видит прежде всего себя и отношение к себе. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребенку увидеть другого.
Демонстративные дети активны в общении, но не испытывают реального интереса к другим. Стремятся обесценить достижения другого ( «Я рисую лучше, это совсем некрасивый рисунок»). Говорят только о себе, используют все средства привлечения внимания к себе. Если отношения с группой
не складываются, применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Не насыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков.
Научно обосновано существование связи между проявлением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье. Так, доказано, что если родители проповедуют:
· Авторитарное воспитание, строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства, ребенок начинает скрывать свой гнев в присутствии родителей и вымещает
его на более «слабые» объекты (младших детей, животных).
· Попустительское отношение к ребенку, когда родители непоследовательны в своем отношении и требованиях к нему, мало уделяют малышу внимания, также приводит к появлению агрессивных черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение.
Аналогичная причина проявления агрессии наблюдается и у детей, чьи родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать своему ребенку. Такие дети, помимо привлечения к себе внимания, используют агрессию для того, чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний. Ребенок чувствует, что при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что он всегда может начать капризничать или рассердиться на родителей, повлияв тем самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить игрушку, разрешить или не разрешить смотреть телевизор. Поэтому для того, чтобы определить причины появления агрессивного поведения своего ребенка, необходимо, прежде всего, определить, а не сами ли родители провоцируют у ребенка подобное поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с ребенком. В дошкольном возрасте еще не поздно предпринять такие попытки. Работа должна быть направлена не только на безопасный выход агрессии, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков и игровой деятельности, но и на формирование способности видеть и понимать других. Очень важно во- время определить проблемные формы межличностных отношений, чтобы помочь ребенку преодолеть их. Такая помощь должна основываться на понимании причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Причины могут быть разные.
· психологические особенности детей (агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность; отрицательные черты характера; другие особенности);
· различные представления о нормах поведения;
· различные неврологические причины (предрасположенность к неврозам, гиперактивность и др.);
· влияние родительских установок, стилей воспитания;
позиции учителей - влияние социального контекста (современных реалий) на изменение представлений о нормах поведения и ценностях.
3. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
Агрессивность – довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста (с 6-7 до 9-10 лет) Часто можно наблюдать
7 – 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу,
а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7 – 10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию, «уничтожая» своего соперника с помощью слов. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями детской агрессивности. Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Школьники могут обижать взрослых, своих сверстников и детей более младших по возрасту, а также животных.
Агрессия может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется и без видимой причины. В любом случае, даже если
на первый взгляд причина агрессивности у ребенка не видна, агрессия появляется не на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обусловливающие появление этих негативных реакций
в поведении ребенка
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу.
Когда ребенок приходит в школу, то у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, подчеркивал Д.Б.Эльконин. У дошкольника имеются 2 сферы социальных отношений:
· «ребенок-взрослый» и
· «ребенок –дети»
Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют
на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями.
Эти отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура этих отношений. Система –
«ребенок – взрослый» дифференцируется.
Система «ребенок - учитель» начинает определять отношения ребенка
к родителям и отношения ребенка к детям.
Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки.
Д.Б. Эльконин отмечал, что ребенок очень чуток, к том, как учитель относится к детям, если ребенок замечает: если ребенок замечает, что у учителя есть «любимчики», то ореол учителя тускнеет. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если по отношению к правилу он допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как этот ребенок относиться к эталону, который вводит учитель.
В детском возрасте значительная часть поведения ребенка основана на механизме подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в школьном возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начинает подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаимодействия с другими людьми. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. Среди, типичных психологические причин, приводящих к конфликтным отношениям ребенка со сверстниками:
· повышенная агрессивность,
· обидчивость,
· застенчивость и
· демонстративность.
Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. В основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность:
4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются 2 соперничающих друг другу влечения:
1. потребность в близости и принадлежности другому и
2. стремление сохранить и утвердить собственную идентичность.
У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время:
· оборвать свою зависимость от родителей,
· сформировать свои взгляды и
· начать совершать самостоятельные поступки.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитетов взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером.
Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности.
Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.
В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердится с помощью агрессии. О.И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением.
Стимулом агрессивного поведения подростка или группы служат беззащитность, уступчивость или, наоборот, оказание сопротивления жертвой.
Беззащитность и уступчивость жертвы провоцирует активность агрессора.
Оказание сопротивления жертвой вызывает ярость, характеризующийся стремлением проучить, дать понять, с кем он имеет дело.
Самым существенным стимулом является желание агрессора или группы испытать власть над людьми. Жажду власти, возможность господствовать над другими, можно отнести к функциональным психологическим образованиям, способствующим агрессивному поведению. В случае группы-агрессора возникают два этажа власти: власть (авторитет) лидера над группой и власть группы над жертвой. Существенным моментом является то, что лидеру нет особой нужды проявлять свое превосходство над жертвой, поскольку он и так господствует над группой. А каждому члену группы, особенно из низов, хочется самоутвердиться, компенсировать свою определенную ущербность, испытываемую из-за низкого статуса в группе.
Стремление к власти оказывает влияние в частности и на чувство любви к представителям противоположного пола. Под воздействием сверхсильного мотива власти любовь превращалась в требование любви, в деспотически-эгоистическую любовь. У личности с сильным стремлением к власти, в первую очередь у авторитарных лиц, любовь превращается в дополнительное средство приобретения власти. Такая любовь становится принудительной и навязчивой. Люди, которые принуждают других любить себя, все время озабочены тем, чтобы везде быть любимыми. Они впечатлительны и даже чувствительны, но по ту сторону этой поверхности живет их скрытая враждебность к людям, которая и мешает им устанавливать истинную любовную связь. В жизни таких людей действует не нормальное правило «Я хотел бы быть любимым», - а другое: «Я должен быть любимым». Это требование обычно не знает границ, такие люди живут в постоянном страхе всевозможной потери всего приобретенного, они крайне ревнивы и поэтому никогда не достигают состояния постоянного доверия.
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится:
· бедность ценностных ориентаций, их примитивность,
· отсутствие увлечений,
· узость и неустойчивость интересов.
У этих детей, как правило:
· низкий уровень интеллектуального развития,
· повышенная внушаемость,
· подражательность,
· недоразвитость нравственных представлений.
Им присуща:
· эмоциональная грубость,
· озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.
У таких подростков наблюдается:
· крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная),
· повышенная тревожность,
· страх перед широкими социальными контактами,
· эгоцентризм,
· неумение находить выход из трудных ситуаций,
· преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает:
· средством поднятия престижа,
· демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций.
В норме оно:
· освобождает от страха,
· помогает отстаивать свои интересы,
· защищает от внешней угрозы,
· способствует адаптации.
В целом для развития личности подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает:
· внимание,
· власть,
· признание,
· деньги,
· другие привилегии,
у подростков с большей вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей. Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.
Список используемой литературы
1. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция М.: Генезис , 2009. – 216 с.
2. Агрессивность и причины ее возникновения
shkola22ps2.narod.ru/str.2.html
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.:
Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460С. – (Основы наук).
6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. Пособие:
в 2 кн..(кн. 1) - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-.384с.:ил.
7. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб.
Пособие/ Под общей ред. Н.С.Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во
УГППУ, 2000. 180 с.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!