Научите быть Родителем

Авторство

Мальтиникова Наталья Петровна

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, коуч
Специализация в психологических подходах и направлениях: прочие подходы и методы

Именно с такой формулировкой запроса мне часто приходится встречаться в тот момент, когда взрослые, умные и успешные в любой другой деятельности люди вдруг сталкиваются со своей неспособностью справиться с собственным ребёнком. Просьба «Научите меня!», как правило, приходит на смену формулировке «Сделайте с ним (с ребёнком) что-нибудь!». И это всегда является хорошим знаком того, что консультативный процесс движется в правильном направлении. Но возникает другая проблема – чему учить. Известно, что есть специальность, предполагающая профессиональное владение искусством воспитания детей - педагогика. Но парадокс заключается в том, что затруднения в воспитании собственных детей среди педагогов-профессионалов встречаются так же часто, как и среди представителей других профессий. Такие родители с профессиональным образованием часто говорят: «Всё знаю: как правильно и как неправильно, что нужно делать и что нельзя. Но вот только когда он (ребёнок) вычудит что-нибудь – я ничего с собой поделать не могу. И от этого становится только хуже». Из этого следует только один вывод: знание и навыки в воспитании детей вообще, то есть каких-то абстрактных носителей возрастных закономерностей из учебников по педагогике и психологии, не являются панацеей от воспитательных проблем. И главное – заучивание психолого-педагогических аксиом не гарантирует человеку успешность в родительстве. Так чему же учить людей, которые несут на себе этот родительский крест. Тех, кто мужественно переживает всевозможные родительские трудности и трепетно хранит всевозможные родительские радости. Тех, кто в моменты болезни своего чада молится о его спасении, а в моменты столкновения с результатами жизненной активности своего дитя выдыхают сквозь зубы цитату из Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью». Тех, кто живёт успехами своих детей и с болью воспринимает неприятные вызовы в школу по поводу его провалов. Тех, кто всегда переживает сыт ли ребёнок и тепло ли он одет, даже если «ребёнку» уже далеко за 30, и даже если этот «ребёнок» уже сам является родителем. Конечно, этот процесс подразумевает овладение определёнными научными (то есть не противоречащими здравому смыслу) истинами, но сами главными всё-таки являются следующие идеи: 1) Каждый ребёнок неповторим, а значит, для организации его воспитания нужно ПОНЯТЬ и ПОЧУВСТВОВАТЬ его уникальность – что отличает его от других людей, в чём его непохожесть, его особенность. 2) Для того, чтобы быть способным понимать ребёнка в процессе воспитания, взрослому надо уметь ПОНИМАТЬ СМЫСЛ своих воспитательных воздействий – в результате этих воздействий маленький человек должен стать лучше, умнее, добрее, приобрести жизненный опыт и стать чуточку взрослее. 3) А для того, чтобы воспитание было осмысленным, родителю нужно научиться понимать САМОГО СЕБЯ в этом процессе.

Уважаемые родители, ответьте для себя на один вопрос: каким вы хотите, чтобы был ваш ребёнок тогда, когда вас уже не будет на свете? От вашего ответа зависит направленность ваших воспитательных воздействий. И хотя в психологии не принято делить ответы на правильные и неправильные, здесь следует отметить, что единственно верным является желание видеть ребёнка самостоятельным, способным справиться со своей жизнью без нашей подсказки и опеки. И конечно понятно, что такая способность не возникает вдруг, к ней надо готовить ребёнка с самого рождения. Мало того, ведь именно к этому ваш ребёнок и стремится изо всех сил.

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!