Надо ли играть с ребенком старшего дошкольного возраста?

Авторство

Альбина Раяновна

Психолог
Город: Лянтор


Игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре происходит развитие мышления, речи, воображения, памяти, расширение и закрепление представлений об окружающей жизни.

По мнению психологов, если ребенок вовремя не получит определенного игрового опыта, у него впоследствии могут возникнуть трудности с общением. В школьные годы он не сможет выбрать подходящего друга, а в юности – спутника жизни, который соответствовал бы его внутреннему «Я». Поэтому выбор нередко становится случайным или даже неудачным.

Нас должно тревожить, что дети стали меньше играть. Порой настораживает и сюжет игры. Да, это серьезный повод для размышлений. То, что мы видим в играх наших детей, - это отражение мира, созданного взрослыми. (Это мы ТАК разговариваем друг с другом, ТАК укладываем малышей спать, ТАК отдыхаем, смотрим ТАКИЕ телепередачи, фильмы). Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и мир окружающих их взрослых. В играх детей отражается наша взрослая жизнь.

К. Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характер игры, а именно – доставление материалов для построек и игр, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот весь материал можно купить в игрушечной лавке. Ребенок будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом материале должны заботиться родители и воспитатели».

Отложите домашние дела, уделите детям внимание, станьте партнерами по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребенка.

Используя игру при организации повседневных домашних дел можно научить малыша многому полезному и интересному. Например, при приготовлении обеда можно на кухне поиграть с ребенком в следующие игры:

Игра «Съедобное - несъедобное».

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: взрослый называет разные предметы (картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п.),  ребенок, в свою очередь, должен отвечать «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

Отгадываем «Вкусные» загадки.

« В поле родился,

На заводе варился,

На столе растворился».

Ответ: Сахар

Игра «Цвет, форма, размер»

Цель: развитие памяти, мышления, внимательности, логики.

Правила игры: родитель предлагает ребенку назвать продукты (предметы на кухне) определенного цвета, формы, размера.

Игра «Угадай»

Цель: формирование умения думать и анализировать, обогащение речи, развития творческого мышления, воображения, памяти.

Правила игры: взрослый предлагает ребенку угадать описываемый предмет. Потом игроки меняются ролями и отгадывает взрослый.

Игра «Кто больше»

Цель: развитие внимания, памяти, расширение словарного запаса.

Правила игры: совместно с ребенком взрослый выбирает тему игру (например «Посуда») и по очереди называют предметы посуды. Кто больше назвал, тот и выиграл.

Игра «Назови ласково»

Цель: формирование навыков словообразования.

Правила игры: родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, например: «ложка - ложечка», «тарелка-тарелочка» и т. д.

Задания для развития мелкой моторики

  1. рассортировать белую и красную фасоль;
  2.  выложить из фасоли какую-нибудь фигуру, цифру, букву, слово и т. д.;
  3. в мешочек положить крупу (рис/гречка/горох) и мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Угадать на ощупь найденный в мешочке предмет;
  4. посчитать сколько столовых (чайных) ложек, например, риса войдет в чашку, банку…

Ребёнок очень рад вниманию, подаренному ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для дошкольника. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

 

Фантазируйте и играйте на здоровье!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!