Мы сами создаем себе преграды или иррациональные установки,которые мешают в жизни


 

«Ум человека, – говорил Ф. Бэкон более трехсот лет назад, – уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».

 

 

        Как часто случается в нашей жизни, что мы делаем поспешные выводы! Бывает, человек посмотрит как-то не так, «встанет в позу», скажет что-то и мы уже готовы сделать выводы о том, что он думает о нас или как относится к нам. И еще чаще мы настолько сильно верим в свои мысли, что забываем о том, что они всего лишь плод воображения!

       Наверное, каждый из нас, глядя на человека со сложенными у груди руками,  хоть когда-то да подумал «чем это он недоволен» или «наверное, не хочет общаться». Наверное, каждый из нас когда-то получал молчание в ответ на свой вопрос и тоже «делал выводы»… Такое встречается каждый день в жизни многих людей, и в нашей с вами в том числе!

      И никто не задается вопросом, откуда мы так уверены в своей правоте? И с чего мы взяли, что можем читать мысли других людей? И обладаем ли мы способностью «делать выводы о других и понять каждый их жест», когда нам даже себя бывает нелегко понять?

      Одна из самых частых причин- установки! Это те привычные для нас мысли, которые мы привыкли использовать в процессе анализа информации. Самое главное, что зачастую основаны они лишь на нашем жизненном опыте! А он у каждого разный…

       Формируются установки в первую очередь в семейных традициях и закладываются в детстве. Но влияют потом на всю жизнь человека  Например, мать говорит дочери: «Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!». Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило – «моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие». И часто такая девочка будучи взрослой женщиной, не может позволить себе быть любимой, пытаясь все время заслужить эту любовь. Или мужчина, который «никогда не должен плакать», который скрывает свои чувства и приближает себя тем самым к болезням сердца… Или человек, который трудится в поте лица, не оставляя себе времени для отдыха, чтобы «доказать им…»

       Существуют такие установки у каждого из нас и они осложняют наше свободное развитие. Ведь мы реагируем не на сами события нашей жизни, а на мысли, которые возникают у нас в голове в связи с этими событиями. Всегда есть последовательность событие - наша мысль - реакции и чувства!

И

У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место – «когнитивная уязвимость», которое предрасполагает его к психологическому стрессу. У каждого из нас есть устойчивое отношение к событиям, которые формируются в процессе жизни. Установки представляют собой устойчивые связи между мыслями и эмоциями. В основе большинства эмоциональных проблем лежит та или иная установка. Иррациональные установки, ведущих к искаженному восприятию событий:

Установка долженствования.

Основная идея - отсутствие альтернативы по отношении к себе, другим, обществу, государству, вселенной. Мне все должны или я всем должна. Две стороны одной медали.

Слова -маркеры: должен, не должен, обязательно, «во что бы то ни стало», «кровь из носу», только так и не иначе

 Альтернатива: Переформулируйте высказывания, заменяя слова "должен" на " хочу" или "важно" или "намерен". Прислушайтесь к своим ощущениям. Действительно вы говорите, что это для вас важно? Именно для вас, а не для ваших родителей, мужей, детей, подруг, друзей ?

Прислушайтесь к своим эмоциям. На сколько они изменились?

Установка оценки

Основная идея - оценка личности человека по его поведению и поступкам

Слова - маркеры: Плохой, хороший, никчемный, глупый

Альтернатива:  Высший пилотаж - это жить без оценок и принимать все, что дает тебе жизнь. Это дано избранным. Другая возможность- оценивать не человека , а ситуацию. Или на крайний случай - оценивать отдельные поступки. Конструктивная обратная связь - когда описываешь ситуацию, последствия этой ситуации или свое отношение к этой ситуации и рекомендации по желательному поведению в подобной ситуации. (По конструктивной связи  планирую написать отдельную статью, где опишу  12 правил обратной связи)

Установка максимализма

Основная идея - стремление  соответствовать эталону. Есть понятие перфекционизма - стремление к совершенству.  Желание быть лучше всех, если блондинка - так платиновая, муж, -так принц, дом - так дворец и так далее...

Слова - маркеры: все или ничего, на все сто, по- максимуму, только на отлично, на пятерку, на сто процентов

Альтернатива: отказ от сравнения с эталоном, осознание ценности события лично для себя, метод «10 лет назад»  Суть метода - зрительно нарисовать перед собой в форме линейного графика или круговой диаграммы те качества, которые вам важны, сравнить те же качества, которые были у вас развиты 10 лет назад и наметить зоны развития на ближайшие 10 лет. Понятно, что временной отрезок может быть любым - от месяца до нескольких десятков лет. Зависит от того, как вам будет удобно сравнивать и планировать. (Кстати, о вида планирования тоже хотела написать статью. )

 Установка черно-белого мышления

Основная идея - помещение жизненного опыта в одну из двух взаимоисключающих категорий. Пословица: Или пан - или пропал - яркая иллюстрация данной установки. Мы настраиваем себя на то, что если у нас ничего не получиться - то точно, ждет позорный провал. И не учитываем, что жизнь изобилует огромным набором вариантов развития событий.

Слова - маркеры: или-или, либо-либо

Альтернатива: вариативность мышления. Практикуйте гибкость мышления: нам нужно продуцировать 1000 идей, чтобы воплотить одну. 

Установка чтения мыслей

Основная идея - предписывание людям невысказанных мыслей и суждений, особенно в этом нам помогает книга А.Пиза "Язык жестов" :) Вот - он скрестил руки на груди -точно, он настроен негативно ко мне. Мы и без Алана Пиза хорошо справлялись ... а теперь просто мастера чтения чужих мыслей и состояний.

Слова - маркеры: они думают, что ....мне кажется, что они....

Альтернатива: иногда важно просто спросить, что думает ваш собеседник, чем упражняться в творчестве на тему : "Я думаю, что они думают, что я думаю...."

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!