Можно ли заниматься любым делом

Авторство

Сабрекова Татьяна Владимировна

Психолог
Город: Москва
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, коуч
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия, психодрама, системная терапия

На одной из консультаций, где мы с клиентом занимались темой призвания, он сказал: Я понял, что на самом деле можно заниматься любым делом.. Да. Неважно, что я делаю, важно - как я это делаю. Важно делать это с удовольствием.

В тот самый момент я поняла, что я с ним не согласна (об этом говорил мне мой опыт), но я решила с ним согласиться, так как это было это решением.
Я сказала: Хорошо, что ты это понял. Мы искали направление и нишу, чем ты хочешь заниматься, а теперь, кажется, наша работа завершена. Ты нашел ответ. Я правильно понимаю?
Он замолчал, подумал и сказал: А, может, я себя обманываю...
И мы двинулись дальше.

Честно говоря, я долго вспоминала те его слова и думала написать про тот случай. Не про то, кто был тогда прав, а кто нет. Мне кажется, что у каждого в определенный момент жизни своя правда и очень важно услышать ее. Я захотела написать про свой путь в этом, про то, что мне удалось найти и понять в теме: Важно ли делать то?

Несколько лет назад с подачи Саши Шумилина я прочитала книжку "Добейся максимума" Маркуса Бакингема про таланты, сильные стороны человека и его призвание. Я помню, как автор очень подробно, с уклоном в физиологию, рассказывая про нейроны и синапсы, писал о том, откуда появляются таланты и почему их у человека ограниченное число.
Он объясняет это тем, что в мозгу есть пути сообщения между различными нейронами. Это огромные магистрали из синапсов, по которым может ходить мозговой сигнал. По каким-то сигналы идут быстро, по каким-то - нет.
Так вот таланты - это шаблоны реагирования, чувствования, действия, воспроизводя которые, человек использует высокосткоростные линии связи в своем мозгу.
Случалось ли у вас такое, что вас спрашивают: Как вы это делаете? А вы не знаете. Просто делаете и все. Еще говорят, что одно дело - уметь, а другое - научить. Так вот своим настоящим талантам иногда научить очень сложно. Они так быстро воспроизводятся, что зафиксировать шаги, этапы просто невозможно.
Например, талант объяснять или талант быть обаятельным. Хорошо структурировать информацию, доказывать, руководить. Как.?

И наоборот. Когда человек делает те вещи, которые не входят в его арсенал талантов, сигналы проходят медленно и иногда возникают сбои, паузы, через которые нужно прямо-таки продираться.
Пример может быть такой. Человеку не нравится выступать, но согласно должности и статусу ему нужно это делать. Он может учиться, работать над собой, заниматься, но каждый раз, когда он будет выходить на сцену, он будет волноваться и нервничать, бояться неудачи. Если даже тоньше, то он может себя очень хорошо натренировать, но все равно каждый раз перед вступлением ему нужно будет чуть-чуть, немножко перешагнуть через себя и сделать усилие. Нужно будет на малую долю себя заставить.
Я, например, очень хорошо знаю это чувство. Так вот если сто таких усилий, а если тысячу, а если сто тысяч раз и больше.?
К сожалению (или счастью) нейронную дорожку на суперскорости наработать нельзя, Бакингем объясняет почему.
Мне же важно написать, что наоборот, если человек с легкостью и удовольствием, очень быстро что-то делает, он чувствует себя успешным. Он легко учится этому делу и развивает себя в нем, наращивая все больше и больше дорожек из синапсов и нейронов. К одной нейронной дорожке выстраиваются тысячи других, связи формируются легко и крепко, не нужно насилия, все идет как бы само собой, без усилий.
Это чувство я тоже знаю. Думаю, и вы.

А если про себя и свои последние поиски-состояния на эту тему.
У меня наблюдения, что я больше люблю работать индивидуально или в малых группах 7-12 человек. Мне важно увидеть каждого и каждому уделить внимание.
Мне легко, когда приходят ко мне. То есть просят о консультации или приходят на группу. Я не люблю и мне довольно сложно дается идти с запросом самой, поэтому мне сложно продавать, быть аниматором, лектором, тьютором, внешним рекрутером, то есть инициировать, заводить (еще исследую эту тему, например, в экстренной терапии терапевты сами приходят к клиентам, я сейчас смотрю, как это мне).

Возможно человек меняется. И его возможности-пожелания к своему делу - тоже. По мне так происходит уточнение, конкретизация, и окружение и состояние себя, своей души, тела и мировоззрение тоже вносят свои коррективы.
Но все же. Магистральные направления остаются. И это главное.:)

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!