Методы и модели терапии, или Сказ о том, как Вася от невроза излечился

Авторство

Смирнов Владимир Александрович

Психолог
Город: Ростов-на-Дону
Виды деятельности: психолог-консультант, врач-психотерапевт
Специализация в психологических подходах и направлениях: когнитивная терапия, прочие подходы и методы

  Вернёмся к нашему бедолаге Василию. Очевидно, что с такими симптомами как панические атаки рано или поздно захочется что-то делать. В реальности путей у человека много, ведь все люди разные, но у них есть нечто общее, это желание быть правым, а значит, первое из чего будет исходить человек это его сложившиеся убеждения, представления, верования. Они будут зависеть от воспитания, социального окружения, начиная с родителей, заканчивая коллегами на работе и соседями. Также будут влиять его знания, опыт, интеллект. Причём коктейль из всего этого порой удивителен: профессор кафедры математики может пойти к гадалке-ясновидящей за советом, а дворник обратиться к психотерапевту.

  Но обычно, всё более предсказуемо. Представим, что наш Вася знает, что когда заболел – нужно идти к врачу. Предположим, что врач сделал все нужные обследования, выяснил, что соматически (т.е. телом) он здоров и направил его к психотерапевту, предполагая, что это психосоматика (т.е. причина «в голове»). Психотерапевтов и методов существует огромная масса. На примере лечения Васи расскажу, как работаю я.

Модель психотерапии включает два главных момента. Это контекст и метод. Под контекстом я имею в виду состояния сознания, на данном основании условно есть работа в сознательном и трансовом состоянии. Работу нашей психики условно можно разделить на 3 части, 3 этажа. Сознательный, бессознательный и подсознательный.

• Самый «нижний» это подсознательный уровень - уровень работы наших инстинктов, основные регуляторные функции мозга (дыхание, сердцебиение, работа желудка, кишечника, регуляция синтеза гормонов, иммунного ответа и многое другое), объединяет эти функции то, что нам не нужно прилагать волевое усилие, чтобы этот режим был активен, не нужно думать, чтобы билось сердце, не нужно следить за этим. Взаимодействие и разграничение сознательного и бессознательного этажа сложнее, потому что большинство функций пересекается. Но точно можно сказать, что бессознательное это весь багаж нашего опыта, наших знаний и убеждений, наших навыков и умений. Не все они тёмная тайна для нас, т.е.

• бессознательное это во многом неосознаваемая, некритичная часть мышления. Например, многие из нас умеют говорить, те, кто читают этот текст – на русском языке. И мы мыслим на русском языке. Почему? Потому что нас так научили родители, это очевидно. Но оценивается нами это, как правило, некритично. Например, если нам сказать: «Ты дурак, ни на что не способен», человек может обидеться, разозлится. А я если ему сказать: «Anjeun jelema nu boloho, sarta euweuh urusan naon teu gableg» (это гуглоперевод фразы на суданский , скорее всего крайне корявый, но суть в другом), на такой набор звуков человек не станет обижаться или злиться (если не знает суданского). Опять же очевидно. Но реагирование на русскую речь – суть бессознательной работы. Мы не продумываем сознательно, ага, вот эти звуки, они в моём языке несут такие-то значения, а что это значит для меня? Ага, таким образом, я могу отреагировать так и вот так, ага, ну тогда решаю отреагировать вот так – обижусь! Но по сути дела, именно это и происходит в голове, но чрезвычайно быстро, за микросекунды! Почему? Потому что мы уже прошли этот этап. Его можно наблюдать в детском возрасте. Когда ребёнка просят подумать над его поведением, он и думает, нарабатывает у себя схемы в голове, когнитивные схемы. Как мыслить, как оценивать, как реагировать? На примере Васи мы это вкратце разбирали. Но вот вопрос? Решение, которое принял Васенька, в каждой ситуации будет ему помогать? Убеждения, в которые Васенька уверовал, всегда полезны ему по жизни? Видать – нет, раз Вася заболел. Вероятно, в них есть что-то, что мешает, как баг в компьютерной программе, до какого-то момента всё работает, но стоит создать определённую ситуацию, и программа полетела, всё зависло.

• Сознательный уровень самый странно определяемый, с одной стороны всё просто, это уровень волевых решений, уровень текущего восприятия, но его механизмы сами по себе бессознательны. Между ними есть важный фактор – фактор критики. Критика тоже может быть сознательная, когда мы используем логику здравого смысла, и бессознательная, когда критика работает как фильтр, отсеивая информацию, не соответствующую прежней закреплённой установке.

  Исходя из когнитивной модели, основа для реагирования есть убеждения, установки, включающие уже некий готовый механизм. Опыт подсказывает нам, что мы не ведём себя совсем одинаково, но это и логично, мозгу проще прописать эмоциональную реакцию (всё-таки количеств эмоций и чувств ограничено), а под неё уже подстраивается поведенческая реакция. Вспомним Васю. У Васи есть набор важных для него убеждений: он поверил маме, что плохой, решил, что должен в будущем максимально соответствовать неким (порой существующим только в голове Васи) требованиям к нему, чтобы не быть плохим. Решил чувствовать себя виноватым, никчёмным, разбитым в случае неудач и поэтому крайне боится таких ситуаций. Таким образом, решение который он принял в детстве – реагировать стыдом, виной и страхом. Каждое по отдельности эти чувства уже несут в себе достаточный деструктивный потенциал, а в такой смеси – просто бомба! Что же делать?

 Вероятно, чтобы искоренить проблему нужно работать с её причиной. В данном случае это комплекс «инстинкт-убеждение-чувство».
• Под инстинктом мы понимаем физиологически-поведенческую реакцию Васи, включающую адреналовый криз плюс желание сжаться, спрятаться.
• Из убеждений нас интересуют дисфункциональные, т.е. неполезные убеждения, в частности в том, что Вася плохой, ведь из-за этого он вынужден постоянно доказывать обратное.
• Чувства стыда, вины и тревоги.

 Проработку всех трёх моментов можно проводить по отдельности: так поступает телесно-ориентированная терапия, ища физические признаки накопленных эмоций, когнитивная терапия, занимающая проработкой дисфункциональных убеждений и гештальт-терапия, ориентированная на проработку чувства. А можно совместить всё это в едином пространстве, в гипнозе, как в состоянии, призванном создать условия, в которых возможно редактирование опыта, изменение убеждения и проработка телесных зажимов. Таким образом решая все основные задачи психотерапии в едином подходе.

Пройдёмся по основным моментам.

1. Работа с телесными реакциями рассматривается как возможность отреагировать физически, снять накопленное напряжение, возможно, возникающее бессознательно, как желание реализовать поведенческую программу. Например, при страхе инстинктивно возникает желание убежать, избежать опасности, но в отсутствии реальной угрозы, реализоваться оно не может. Вот и гуляет адреналин по телу, вызывая массу неприятных и бесполезных симптомов. Задача в гипнозе выразить всё, «освободить» тело, отреагировать полностью, чтобы стало легче.

2. Работа с убеждениями является основной в когнитивной терапии, уделяется много внимания этому и в гипнотерапии, поскольку оставив прежние убеждения, мы неизбежно будем получать прежние реакции раз за разом. Важно понимать, что большинство базовых глубинных убеждений о себе, о мире, о других людях и их месте в нашей жизни мы приобретаем в раннем детстве, когда работа нашего сознания далека от совершенства, когда здравый смысл и критическая способность мышления ещё не так сильны (правда, когда написал это, мне стало как-то неудобно перед детьми… многие взрослые не сильно лучше). И часто убеждения рождаются из ошибочной интерпретации.
 Эта ошибка может быть как самого ребёнка, так и родителя. В случае с Васей, ошиблась сперва мама, обобщив оплошность Васи до общей оценки всей личности Васи (переход от «ты не справился» к «ты неудачник» не является следствием качественной логики, ведь и сам Вася наверняка из 10 ложек с кашей уронил только 1-2). Вася поверил маме как главному источнику истины в этом мире для маленького ребёнка.
 Таким образом, первое убеждение посеяло зерно. Но решение этой пусть и надуманной проблемы предложено не было, и ребёнок выбрал для себя испытывать вину, стыдиться и бояться, т.е. по сути всё, что пока умеет. В ходе терапии Васе нужно будет заменить старое убеждение новым, более полезным, с помощью психотерапевта. Это может пойти по многим путям, нет универсальных. Например, Вася может разрешить себе быть плохим в каких-то ситуациях, научившись не винить себя, а стать ответственным, т.е. готовым принимать решения, направленные на исправление ситуаций, поиск ответа, выхода. Разница между чувством вины и чувством ответственности крайне важна, ведь если вспомнить проблему Васи, риск увольнения, ему нужно будет действовать, чтобы либо сохранить место работы, либо искать новое.
 Т.е. задача психотерапевта не убрать чувства, не «залить глаза сиропом», по типу don’t worry, be happy, а научить принимать решения, когда они нужны. Вася научится отличать себя как личность и мнение о нём других людей, чтобы не принимать близко к сердцу то, что о нём могут подумать. Причём, если научить этому маленького Васеньку, это будет на порядок эффективнее, чем долбить это взрослому Василию, который наверняка всё это и без нас знает! И опять же, делать это гораздо проще в гипнозе за счёт феномена возрастной регрессии, по типу возвращения в более ранний возраст.

3. И конечно, Васе нужно освободиться от чувств. Научиться чему-то новому, например, научиться прощать. Научиться принимать себя. Научиться менять себя, что невозможно без принятия. Классическое начало сессии на встречах анонимных алкоголиков – признание своего алкоголизма. Признавать своё право на эти чувства, и признавать своё право на контроль этих чувств. Да, для многих странно принимать возможность исправления своих ошибок без чувства вины. Удивительно, ведь ошибка если чего и хочет, так это, чтобы её исправили и не повторяли! Почти всегда работа с эмоциями протекает в особом формате, в трансовом режиме, просто потому, что трудно оставаться долго в строго логическом сознании, занимаясь эмоциями, поэтому проще сразу создать для этого площадку в виде гипноза.

P.S.: Вася прошёл курс комплексной гипнотерапии, включающий элементы почти всех основных направлений в психотерапии. Это процесс. Каждый этап обязательно подкрепляется поведением в реальных условиях, закрепляется домашними заданиями. Вася многое понял для себя, он избавился от панических атак, стал более ответственным за свою жизнь, он понял, что он автор всего того, что происходит в его жизни! Жизнь сама по себе не стала проще, но определённо в ней стало свободнее! Я уверен, что у Васи получится многое, осталось пожелать ему удачи и продолжить работу!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!