Метафорические карты в работе с детьми

Авторство

Ананьева Евгения Петровна

Психолог
Город: Сальсомаджоре Терме (Италия)
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп, врач-психотерапевт, коуч, бизнес-тренер
Специализация в психологических подходах и направлениях: НЛП, психоанализ, онлайн, нарративная терапия, клиент-центрированная психотерапия, системная терапия, телесно-ориентированная психотерапия, экзистенциально-гуманистический подход

Евгения Ананьева, клинический психолог

Когда дети рисуют, то они рисуют то, что является для них важным, а как иначе? Из всех возможностей они выбирают нарисовать что-то конкретное, значит для этого есть причина. Наблюдая за детской игрой или творчеством мы всякий раз удивляемся тому, что это означает для ребёнка. Возможно, мы не интерпретируем или комментируем вслух, но подобные вопросы всё равно крутятся в голове.
Среди семейства метафорических карт есть те, которые хорошо используются в работе с детьми разного возраста. К этим картам можно отнести колоды Морена, Сага, Миф, Хабитат, Персона, Персонита.
В силу того, что картинки связаны с определённым интересом, можно использовать колоду Сага для работы с детьми. Сага, как и другие колоды, даёт возможность выбрать игру из предлагаемых или придумать свою собственную. Можно выбрать 3 любые карты и составить по ним рассказ,  можно нарисовать к этим выбранным картам противоположные по смыслу картинки и затем соединить все карты и картинки в одну историю. Арт-терапевт может в этих творческих занятиях проследить за тем, какие у ребёнка есть представления о том, кто герой, кто жертва, кто всё время спасает, кто способен оказать помощь и какую?
Аналогично Саге могут быть использованы карты Миф. И в той, и в другой колоде используются архитипичные образы, которые прекрасно работают в психотерапии и взрослых, и детей. Использование колод Сага и Миф в работе с детьми позволяет помочь выстроить внутренний мир ребёнка через архитипы в привычной для ребёнка ситуации игры и сказки.
Колода Хабитат состоит из поразительных и многозначных изображений, связывающих воедино мир. В котором мы живём.
Об опыте использования колоды Морена рассказывает учитель из Польши (Люблин) Роберт Доман. Впервые показав карты Морена детям 6 лет, он был озадачен вопросами: «Почему на картах так много муравьёв?», «Муравьи есть практически на каждой картинке, но что они там делают?», «Неужели муравьи не тревожат людей?». Поэтому перед тем, как непосредственно начать игру с картами, ему пришлось обсудить с детьми , что они знают о джунглях.  Каждый ребенок рассказал, что он или она знают о животных, растениях, людях, которые живут в тропическом лесу.
Они также обсудили, какие есть задачи и функции у каждого жителя, какие у них есть особенности и как эти люди выглядят. Всё это предварительное обсуждение показало, что для большинства детей вся эта информация оказалась совершенно новой. Позже учитель объяснил им и роль муравьёв и других насекомых в джунглях.
После обмена необходимой информацией началась сама игра. Роберт Доман сопроводил игру в карты латиноамериканской музыкой, звучащей негромко на заднем плане, что усилило теплую игровую атмосферу.  
Колоды Персона и Персонита дают множество возможностей посмотреть на то, как ребёнок относится к членам семьи и коллектива, какими он их воспринимает. Этот способ намного мягче и реалистичнее, чем использование кукол для этих целей. Картинки могут быть использованы и в ключе «какой я сейчас, каким хочу быть». По выбранным картинкам ребёнок может составить короткий рассказ. Старшие дети могут использовать дополнительные колоды, показывающие связи между людьми.
Метафорические ассоциативные карты дают возможность установить эмоциональный контакт с детьми разного возраста специалистам разных помогающих профессий (психолог, врач, учитель, социальный работник). Карты помогают родителям разнообразить семейный досуг, который, к тому же, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Указанные выше способы использования карт далеко не все! Пожалуй, нет сферы, где не было бы возможности так или иначе использовать карты с пользой для ребёнка!

В феврале в Челябинске состоится обучение работе с метафорическими ассоциативными картами. Подробности о 2дневном семинаре находятся здесь: http://www.chelpsy.ru/event/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-0
 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!