Материал для родителей будущих первоклассников

Материал для родителей будущих первоклассников (подготовлен психологом Щегловой М.А.)

Скоро в жизни Вашего ребенка начнется новый школьный этап, он и манит и пугает одновременно как все неизвестное, и какое-то время ребенку потребуется для того, чтобы привыкнуть к изменениям в его жизни, Этот период называется адаптационным. Попросту, адаптация—это приспособление, восстановление нарушенного равновесия с миром и собой на новом жизненном уровне. Возраст семилетки является кризисным: на него, как на взрослого, накладывают обязанности и ответственность, входящие в противоречие с детской позицией. Предметы, окружение, действия ребенка остаются в основном прежними, а отношение к ним иное. То, что раньше он делал когда хотел, например, ходил по комнате, играл, пел, смотрел в окно, посещал туалет, теперь он может делать только с разрешения или в специально отведенное время. если раньше внимание взрослых надо было завоевывать, отрывая их от бесконечных дел, то теперь они пристально следят за каждым его действием и постоянно оценивают. Попробуйте примерить положение первоклассника к себе. Вам, взрослому, с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, режим дня, отказаться от дорогих Вам привычек, попасть в новую обстановку, где мелькают сотни незнакомых и не всегда доброжелательных лиц, в общество, где Вас не знают и еще не любят, не ценят, но зато ежедневно дают сотни указаний, которые надо выполнять день ото дня все лучше.Первоклассник превращается в туземца на школьной планете. В раздевалке, коридоре, столовой он попадает в толпу детей, которые (даже будучи хорошо воспитанными) могут невзначай задеть на бегу, не заметить беззащитного растерявшегося первочка, чтобы уделить ему внимание в нужную минуту. А еще вечные “нельзя”: нельзя сесть, подложив под себя ногу, нельзя смотреть в окно на осенние листья, про которые читает учитель, нельзя рассказать про зайца соседке, если класс решает задачу про зайцев, нельзя сразу ответить учителю на вопрос, а нужно внимательно слушать Петю, который, как потом оказывается все говорил неправильно. Каждый шаг ребенка становится регламентированным, требует волевых усилий, самоподчинения всем и каждому правилу. Это требует больших психических и физических затрат. Вот почему по данным гигиенистов и физиологов в этот период ребенок может похудеть, сон его может стать тревожным, появляются капризы за едой, снижается общая сопротивляемость организма, что ведет к частым ОРЗ, возрастает вероятность невротических проявлений. В норме школьная адаптация длится от нескольких дней до двух месяцев и заканчивается к концу первой четверти. Если этот период затягивается, говорят о дезадаптации, т.е. несоответствии поведения ребенка изменившимся условиям. К перечисленным выше симптомам могут добавиться различные формы пассивного или активного сопротивления по отношению к окружающим (замкнутость, плаксивость, протест “не буду”, нарушения дисциплины). Причин дезадаптации несколько:

-первая кроется уже в самом кризисном возрасте семилетки, о котором говорилось ранее; -вторая—в несоответствии радужных ожиданий и надежд ребенка, образа идеальной школы тем будням, которые предъявляет ему школьная жизнь; -следующей причиной может быть превращение любимых и любящих родителей в дублеров учителя. Ведь бывает очень трудно удержаться от соблазна примерить профессию учителя по отношению к собственному ребенку. И вот появляются вырванные странички, требования переписать крючочки и т.п. -четвертая причина может крыться в резкой смене режима дня и в самой временной продолжительности уроков, в необходимости усилием воли контролировать свое поведение в это время; -причиной дезадаптации может также стать чувство неудовлетворенности ребенка от того, что он не соответствует ожиданиям и тому образу ученика, сложившемуся у родителей и близких. Ребенку может казаться, что взрослые перестали его любить. Дезадаптацию легче предупредить, чем преодолеть, да и сам период адаптации можно сгладить и сократить во времени. Вот несколько советов: 1.Составьте заблаговременно режим рабочего дня будущего школьника. Вместе с ребенком отследите время, затрачиваемое на пробуждение, гигиенические процедуры, завтрак, сборы и дорогу в школу. Пусть ребенок сам посчитает во сколько Вы должны его разбудить, чтобы он не опоздал к первому уроку. Если время пробуждения не устраивает ребенка, подумайте вместе, как его изменить: может быть портфель следует сложить вечером, ботинки начистить и поставить в отведенное место. Потренируйтесь быстро надевать форму, самостоятельно застегивать брюки. Не забудьте в режиме дня отвести время на любимые занятия, игру, прогулку и сон не менее 8-9 часов. 2. Не сажайте ребенка после школы за уроки сразу. Дайте ему возможность выплеснуть эмоции, попрыгать, побегать, поиграть, снять напряжение и усталость. Терпеливо и заинтересованно выслушайте все новости, которые он принесет, не спешите никого обсуждать и оценивать. 3. Ни при каких условиях не выполняйте за ребенка его обязанности: следить за формой, убирать ее на место, собирать ранец, оборачивать учебники он должен сам. Покажите ему как это делается заблаговременно, именно в этом и будет состоять домашнее задание первоклассника на первых порах. 4. Помните, что идеальный и сиюминутный результат невозможен без потери эмоционального контакта с ребенком, который со временем может превратиться в пропасть отчуждения. Просматривая работы ребенка, не критикуйте, а проявите сочувствие, внимание, такт, если что-то, на Ваш взгляд неудачно. Отметьте старание ребенка, успешность в сравнении с предыдущей работой, выразите надежду, что завтра обязательно получится лучше. 5. Избегайте роли учителя по отношению к ребенку, лучше занять позицию сотрудничества. Будьте деликатны, предлагая помощь, т.к. навязывая ее вы формируете чувство неуверенности в собственных силах у ребенка, которое может перерасти в комплекс неполноценности. 6. Не противопоставляйте себя учителю, не ревнуйте к нему ребенка, не критикуйте учителя в присутствии ребенка, даже если он и в самом деле поступил неправильно. 7. Если в семье возникают сложности, обсудите их с учителем, это поможет ему понять ребенка и предвосхитить снижение успеваемости или нарушение поведения. 8. Помните, что настрой на школу и учителя формируется в семье. Поговорите об ожиданиях ребенка по отношению к школе. Заранее аккуратно и деликатно внесите поправку в его идеальный образ до того, как ребенок сам обнаружит насколько его школьная мечта расходится с действительностью. 9. Старайтесь обеспечить ребенку вкусное полноценное и богатое витаминами питание 10. Последнее и самое главное: ребенок должен быть уверен, что его продолжают любить дома независимо от успехов и неудач в школе, т.е. любить безусловно. Почаще говорите ребенку ласковые слова, пусть он постоянно чувствует, что Вы любите его и гордитесь им. В случае, если адаптационный период затянулся, обратитесь к школьному психологу.

Комментарии

Вопрос:

Можно ли дома родителям провести какие нибудь методики что бы узнать как у ребенка проходит адаптация?

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!