Когда ребенок вызывает злость...

Авторство

Товпеко (Фридман) Ольга Вячеславовна

Психолог
Город: Киев
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: гештальт-терапия

Злость на ребенка – одно из самых суровых чувств, которые могут испытывать родители. Страшно осознавать, что маленький человек может стать жертвой этого чувства, ведь от злости до агрессии – один шаг. Неприятно признавать, что, кроме любви, Вы способны испытывать раздражение и гнев на малыша. Однако злость – это хоть и неприятная, досадная, нежеланная, но такая неизбежная часть отношений с ребенком. Давайте рассмотрим этот аспект жизни родителей подробнее.

Почему возникает злость на ребенка

Если Вам не свойственны психопатические черты личности, то, наверняка, состояние злости на ребенка является для Вас неприятным. Скорее всего, это чувство смущает, вызывает отвращение и даже боль. Но тогда почему же злость возникает?

  • Усталость. Одной из причин недобрых чувств к ребенку является усталость. Ведь что такое усталость? Это не просто прихоть или блажь. Усталость имеет вполне объективные «осложнения»: это головная боль, сниженная концентрация внимания, неспособность быстро соображать и выдерживать новые нагрузки или стресс. Под влиянием такого букета состояний даже невинные проделки, чрезмерная активность или болезненный плач ребенка могут вызывать злость и различные ее оттенки – раздражение, брезгливость, неприязнь и даже ярость.

 

  • Невозможность отдаляться. Мамы, которые не могут оставить ребенка ни на минуту, постоянно находятся в ситуации «нос к носу», рано или поздно подвергаются «атакам» злости и раздражения (если только эти чувства не вытесняются глубоко в бессознательное). Необходимость постоянного пребывания вместе с ребенком приводит к тому, что становится «тяжело дышать», ведь для полноценного переживания любви нужно достаточно «воздуха».

 

Это не значит, что любовь проходит (если она есть, то ее ничто не в силах изменить). Скорее, постоянная жизнь вдвоем может мешать получать доступ к ней.

Любая мама знает, что даже короткая прогулка в течение часа или двух заставляет соскучиться по малышу, ощутить новый прилив любви и сил для ее воплощения. И обратная сторона этого – невозможность отдаляться – «съедает» пространство для любви. 

  • Неспособность справиться с ребенком. Беспомощность. Очень часто злость возникает из-за элементарной беспомощности родителей. Ну, например, Вы укачиваете ребенка, а он все не хочет заснуть. Вы пробуете один прием, второй, третий, а ребенок все никак не утихнет. Что делать дальше? Идей больше нет, силы потрачены впустую, ситуация не меняется. Как результат – захлестывает чувство безнадежности, подавленности и, закономерно (даже если это не осознается), злости.

 

  • Непонимание причин поведения ребенка. Это одна из причин все той же беспомощности. Когда мы не пониманием, почему ребенок ведет себя тем или иным образом, возникает параноидальное ощущение, что «он специально», что он преднамеренно капризничает, хочет довести до ручки и изо всех сил испытывает терпение.

Так часто бывает при воспитании маленьких детей. Когда у них что-то болит, то не всегда возможно понять, что именно их беспокоит и как ребенку помочь. И когда Вы проверили все и уже кажется, что объективных причин для капризов нет, он все еще продолжает истерику. И тогда-то может возникнуть впечатление, что ребенок капризничает, манипулирует, хочет Вас испытать или досадить. Хотя, как правило, у детей все же есть объективные причины для плохого поведения. 

 

Злость и раздражение – естественная реакция, если Вам кажется, что плач ребенка неоправдан, и он голосит без причин. Однако как только удается установить причины такого поведения ребенка, то он сразу начинает вызывать намного больше сочувствия и тепла

  • Невозможность реализовать свои потребности. Мамы и папы бывают разные. Роль родителей (особенно материнская) требует отказаться от многих своих привычек, занятий, а иногда и удовлетворения физических потребностей (элементарно нет времени поесть, поспать или помыться). Особенно стрессовым в этом плане является первый год жизни ребенка. При этом, одни женщины с легкостью входят в материнство и не страдают от потери свободы. Другие же очень тяжело переживают невозможность реализовать свои потребности. Например, им важно сохранять активность, продолжать поддерживать социальные контакты, работать, заниматься спортом и т.д.

 

Например, одна моя знакомая очень страдала из-за невозможности возобновить профессиональные занятия спортом и танцами. Когда ребенку исполнилось 7 месяцев, она начала часто болеть простудными заболеваниями. Дома было оставаться все сложнее, ей не хватало прошлой активной жизни. Как только она возобновила занятия, сначала по часу, по два, сразу стало легче и состояние нормализовалось.

  • Неосознаваемые конфликты. Если поведение ребенка раздражает или вызывает более сильные чувства – злости, ревности, зависти, ярости, то причиной этому могут быть неосознаваемые переживания.

Дело в том, что злость к ребенку может возникать в силу обстоятельств, связанных с собственным детством родителей. Ведь в каком-то смысле родители всегда сопоставляют жизнь своего ребенка со своей жизнью в детстве, естественно не отдавая себе в этом отчет. Это происходит с самого начала, как только в доме появляется младенец и у матери, и у отца «поднимаются» чувства, которые они сами испытывали в детстве. Например, мужчина может в сердцах воскликнуть в ответ на плач крохотного малыша: «Прекрати капризничать, у тебя же и так все есть! Катаешься, как кот в масле». Очевидно, что у отца, возращающегося в свое полное лишений детство, возникает зависть к собственному младенцу, которому он дает все.

 

Другой пример. Мать начала особенно часто злиться на своего ребенка в возрасте 9 лет. И однажды она поняла, с чем связана ее злость. В 9 лет она сама потеряла мать. И когда, она снова рассердилась на свою дочь, хлопнула дверью, крикнув: «По крайней мере, у тебя есть мать!», ведь она завидовала дочери, которой повезло избежать такой потери.

Разумеется, когда причина злости осознана и понята, она, как правило, проходит, не причиняя вреда.

  • Завышенные ожидания к ребенку, противостояние его природе. Злость часто сигнализирует о том, что нарушена какая-то потребность, что психологическая система находится в дисбалансе. Потребности, необходимые для поддержания психологического равновесия, едины, универсальны для всех и естественны – это потребности в любви, в признании, в уважении, в общении и т.д. Но иногда эти потребности прочно «завязаны» на каких-то ограниченных способах их удовлетворения.

Например, чтобы почувствовать любовь ребенка, маме непременно нужно, чтобы он находился у нее на руках или чтобы говорил ей об этом словами. Иначе она не сможет поверить в это. (Не факт, правда, что она искренне наполнит свое сердце и после его слов). Или, чтобы ребенок мог рассчитывать на уважение отца, он обязательно должен его слушать во всем и следовать его желаниям, например, быть мужественным или умным и т.д.

 

Помню, у меня на консультации был отец с сыном. При этом мальчик любил играть с куклами, и каждый раз, когда отец видел это, он жестоко высмеивал малыша и запрещал ему такие игры. Мама мальчика, чтобы спасти его от постоянных унижений, заменила куклы мишками, хотя машинками он так и не заинтересовался

Когда отношения к ребенку «загоняются» в определенные рамки, когда не предполагается разных способов для выражения себя и своих чувств, когда существуют условия для любви, то каждое их нарушение будет сознательно или неосознанно вызывать злость. Ведь таким образом родители противостоят, борются с природой ребенка, и каждое его отклонение от ожидаемого поведения будет восприниматься «в штыки». 

  • Недостаточная любовь и уважение к себе. Не секрет, что отношения к другим людям строятся по образу и подобию нашего неосознанного отношения к себе. Так, если женщина с легкостью может засунуть в себя любые продукты питания, ест на ходу, ей не составит труда заставить ребенка есть через силу, просто чтобы «был сыт». Или мужчина, который подавляет телесный дискомфорт, не чувствует боли и усталости, будет игнорировать жалобы ребенка на плохое самочувствие и посчитает, что тот «капризничает».

 

Так же и со злостью. Если мы многим недовольны в себе, постоянно в чем-то обвиняем или стыдим себя, подгоняем или подставляем, унижаем или раздражаемся, то подобное напряжение всегда будет присутствовать и в отношениях с ребенком. Ведь он всегда будет «какой-то не такой», как и взрослый сам для себя.

Итак, если Вы узнали себя в описанных ситуациях, то в первую очередь, очень важно принять это чувство, допустить его существование в своей душе. Это необходимо для того, чтобы злость не овладела Вами и не заставила действовать сгоряча. При этом, однако, важно соблюдать меры предосторожности. О том, почему злость так пугает и как выработать адекватное отношение к периодическому появлению злости, читайте в следующей статье "Когда ребенок вызывает злость (продолжение)".

  

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!