И В ХВОСТ, И В ГРИВУ – или памятка клиенту по использованию психолога (1)
Вопросов, с которыми ко мне, как к психотерапевту, обращаются люди – множество. Основную суть их можно сформулировать так: «Как мне стать более счастливым, чем я есть? Как сделать так, чтобы меня любили? Как больше любить самому?». Очевидно, что однозначных и быстрых ответов на эти вопросы не существует. Поэтому работа с психологом – это всегда поиск, где практически не существует готовых советов, и этот поиск требует времени. Это всегда душевный труд, как клиента, так и психолога.
Анализируя весь свой практический опыт работы с клиентами, я попытаюсь сформулировать несколько правил, которые помогут настоящим и будущим клиентам сделать эту работу более эффективной. И сейчас правило первое.
Правило первое: «УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ»
Очень часто трудности клиента связаны с тем, как он (или она) выстраивают отношения с окружающими людьми. Что входит в навыки построения отношений:
- способность понимать, что я чувствую в отношениях с другим человеком,
- способность понимать, что я хочу от этих отношений,
- способность выражать свои чувства и желания так, чтобы не оскорблять, не обесценивать и не ранить другого,
- способность иногда говорить: «нет, спасибо»,
- способность переживать свое недоверие не как «ну значит, не склалось», а как отправную точку для выражения того, в чем я нуждаюсь в отношениях,
- способность переживать свое разочарование, не как конец отношениям («другой упал с того пьедестала, на который я его сам воздвигнул»), а как новую возможность для развития отношений,
- способность испытывать благодарность и выражать ее другому человеку.
Самым эффективным образом необходимые навыки существования в отношениях можно приобрести, если вы сообщаете психологу о том, как вы ПЕРЕЖИВАЕТЕ отношения с ним: чем вы НЕ ДОВОЛЬНЫ, чего в отношениях с ним вы БОИТЕСЬ, в чем ваше РАЗОЧАРОВАНИЕ в нем, что вы ЦЕНИТЕ из вашего с ним общения и так далее. Чем более откровенны вы будете в отношениях с психологом, тем проще вам будет понять, как вы существуете в отношениях с другим человеком, и тем проще вам будет перенести новые навыки построения отношений в жизнь. Квалифицированный психолог ВСЕГДА БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО настроен к прояснению отношений, поскольку он понимает всю значимость этого для личностного роста клиентов.
АНТИ-ПРИМЕР:
- клиент не сообщает психологу о своих ожиданиях от него, надеясь, что психолог знает это сам,
- клиент не выражает психологу своих тревог и опасений,
- клиент считает, что психолог сам должен догадаться о том, что клиент чувствует рядом с ним,
- в конце этого общения клиент исчезает из совместной работы, так и не выразив своего разочарования или благодарности,
- или он завершает психотерапию с помощью смс-ки (!?).
Выводы: польза, которую данный клиент сможет извлечь из работы с психологом, минимальна. Урок того, как строить отношения с другим человеком, увы! не извлечен.
Продолжение следует…
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!