КАК ПОДБОДРИТЬ РЕБЕНКА при прохождении болезненных медицинских процедур?

Часто можно услышать, как взрослые, желая подбодрить, говорят примерно так : «Ничего страшного, это очень быстро! Ты уже такой большой! Посмотри, вон даже маленькие не плачут! Как тебе не стыдно?»

К сожалению, такие слова не облегчают, а усугубляют страдания ребенка, более того – они становятся одним из тех моментов, которые отчуждают его от родителей.

Маленькие дети не плачут, потому что еще не знают, что их ждут болезненные ощущения, а после них, поплакав, быстро отвлекаются и успокаиваются. А дети постарше уже знают, что будет больно. Они еще не могут понять, зачем надо терпеть эту боль, поэтому воспринимают ее как насилие. Естественная реакция любого живого существа – сопротивляться насилию и убегать от того, что причиняет боль. Но ребенок знает и другое: если он будет сопротивляться, убегать, или просить не делать ему больно, - его ждет другая боль – душевная. Его мама не будет его любить за это (так он ощущает, когда его ругают), он переживет чувство стыда и унижения (что он хуже маленьких), и что его собственные переживания неправильны и ничтожны (ведь про его настоящий и естественный страх мама говорит: «ничего страшного, это ерунда!»). Ребенок оказывается между двумя этими мучительными угрозами в полном одиночестве и бессилии.

 

Даже одна такая ситуация может оставить у ребенка психологическую травму, а если это повторяется из раза в раз, то можно не сомневаться в том, что такая травма будет. Она проявится в нарушениях поведения, плаксивости, обидчивости, приступах злости, нарушениях сна, трудностях социальной адаптации и множестве других психологических, а часто и соматических симптомов. Кроме того, из раза в раз не получая поддержки от самых близких своих людей, ребенок будет ощущать себя одиноким, ненужным, «неправильным». Для родителей это аукнется в подростковом возрасте утратой контакта с ребенком, а для него самого в будущем повлечет множество трудностей в налаживании самостоятельной взрослой жизни.*

Так маленькое семя, казалось бы, незначительного события, может вырасти в большой терновый куст жизненных проблем.

Чтобы избежать этого, постарайтесь развивать свою эмпатию – т.е. способность воспринимать то, что чувствует ребенок. Старайтесь смотреть на мир его глазами, и вы найдете, как правильно подбодрить, поддержать его.

Например, в случае предстоящего укола или анализа крови, если ребенок очевидно боится, плачет или убегает, вы можете сказать ему: «Я понимаю, как это страшно. Мне тоже страшно, когда я иду сдавать кровь. Я тоже не хочу испытывать боль. Но иногда это надо делать. Большие, взрослые люди могут перетерпеть боль, если это надо. Скажи, ты у меня уже большой?»

Если ребенок кивнет, то обрадуйтесь, поддержите его в этом, обнимите за плечи. Скажите: «Здорово! Я так рада, что ты уже большой! Значит, ты сможешь потерпеть, да? А я помогу тебе, я буду рядом с тобой, потому что я понимаю, что это больно.»

Одобряйте ребенка за каждое, пусть самое маленькое проявление воли. Пусть со слезами, но пошел, - это подвиг! Пусть убежал, но потом пришел, - это тоже подвиг! Покажите ему, как вы уважаете его за это мужество.

Ну а если ребенок скажет: «Нет, я еще маленький! Не хочу, не хочу, не хочу терпеть!» - и расплачется? Не останавливайте его, не огорчайте сожалеющим покачиванием головы или укором «ай-я-яй!» Он говорит, что еще маленький, т.е. очень нуждается в вас. Приласкайте его, дайте ему выплакаться. Вообще, никогда не нужно останавливать плач человека. Это здоровая реакция организма, позволяющая сбросить напряжение от сильного переживания. Если плач запрещается, напряжение остается в теле, и будет искать выход в других, зачастую пагубных формах.

Дайте малышу поплакать в ваших объятиях, и ему станет легче, - ведь он будет чувствовать, что вы понимаете его переживания, и вы поддерживаете его. Когда он затихнет, попробуйте снова спросить его, как он себя чувствует – всё еще очень маленьким, или уже побольше? Не торопите ребенка с решением. Пусть лучше вы сделаете анализ или укол чуть позже, чем подвергнете малыша насилию. Постарайтесь подвести его к собственному проявлению воли, к решению потерпеть.

Если же это никак не удается, а болезненную процедуру пройти необходимо, то просто показывайте, что вам больно вместе с ребенком. «Малыш, нам придется это сделать. Я понимаю, что тебе страшно, я помогу тебе потерпеть. Боль быстро пройдет» - скажите это непосредственно перед тем, как придется помимо его воли ввести в кабинет.

Потом, после процедуры, дайте ему выплакаться, продрожаться, не останавливайте этот процесс разрядки, он очень важен на уровне физиологии, и , как следствие, на уровне психики. Касайтесь при этом спины ребенка, давая ему понять, что вы поддерживаете его. И только когда малыш порозовеет, перестанет дрожать и судорожно всхлипывать, начнет оглядываться по сторонам, и взгляд его приобретет осмысленность, - только тогда прижмите его к себе и искренне порадуйтесь: «Какой я рада! Смотри, ты справился с этим! Боль прошла, теперь всё хорошо.» Вполне возможно, что ребенок ощутит прилив сил и чувство гордости от того, что он преодолел страшное и болезненное событие, успешно прошел через него. Порадуйтесь вместе с ним, ни в коем случае не укоряйте его за «слабость» и плач.

Успехов вам в понимании чувств вашего ребенка и радости взросления!

*такие прогнозы не являются «пуганием» и не «высосаны из пальца». Связь отдаленных последствий с сильными детскими переживаниями четко выявляется у взрослых, обращающихся к психотерапевту за помощью. В процессе терапии эти связи становятся очевидны. Они носят характер закономерностей, поэтому с уверенностью можно прогнозировать последствия тех или иных событий детства человека.

Автор Малинина Марина (с) Связаться с писхологом: skype  mavama68

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!