«Гиперактивный ребенок»
Что такое гиперактивность и как родители, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга (минимальная мозговая дисфункция), которая не определяется диагностическими тестами.
Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после 4-х лет и продолжается до подросткового возраста. В дальнейшем эмоциональная неустойчивость и агрессивность ребенка часто приводят к конфликтам в семье и школе.
Как проявляется гиперактивность?
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Ребенок не может спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Много болтает.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
· чрезмерная двигательная активность;
· импульсивность;
· отвлекаемость-невнимательность.
Диагноз считается правомерным, если наличествует по меньшей мере 8 из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются:
· недостаточностью речевого развития и тонкой моторики,
· сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков,
· рисованию,
· имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик.
Это приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и, будущей или настоящей учебной деятельности.
Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
Поведение родителей и их отношения к ребенку
1. проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
2. помните, что чрезмерная болтливость, подвижность
недисциплинированность не являются умышленными;
3. контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
4. не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и
«нельзя»;
5. стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
6. избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а другой – завышенных требований к ребенку;
7. реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
8. повторяйте свою просьбу одними и теми же словам; много раз;
9. не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
10. выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
11. для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Создание психологического комфорта в семье.
1. уделяйте ребенку достаточно внимания;
2. проводите досуг всей семьей;
3. не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Организация режима дня и места для занятий:
1. установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
2. чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
3. снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
4. оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
5. избегайте по возможности больших скоплений людей;
6. помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
7. организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
Коррекция поведения ребёнка
1. придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
2. не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
3. чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
4. составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
5. воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
6. не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
7. постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
8. не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
9. не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
10. помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
11. не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
12. объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
13. Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
14. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»
· лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
· запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
· прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
· чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
· холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»,
· внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 10 лет.
Список литературы
1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно. М.1995г.
2. Науменко Ю.В. особенности обучения детей с ММД// Воспитание и
обучение детей с нарушениями в развитии. №5 2006г.
3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.2005г
4. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М. 2005г.
Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!
А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!