«Гиперактивный ребенок»

Авторство

Яско Лариса Михайловна

Психолог
Город: Серов
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия

Что такое гиперактивность и как родители, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга (минимальная мозговая дисфункция), которая не определяется диагностическими тестами.

Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. Гиперактивное поведение  начинает проявляться  в большинстве случаев после 4-х лет и продолжается до подросткового возраста. В дальнейшем эмоциональная неустойчивость и агрессивность ребенка часто приводят к конфликтам в семье и школе.

 

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

 

Признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

1.     Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок    корчится, извивается.

2.     Ребенок не может спокойно сидеть на месте, когда от него этого требуют.

3.     Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4.     С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников). 

5.     На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6.     При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). 

7.     С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8.     Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9.     Не может играть тихо, спокойно.

10. Много болтает.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

·        чрезмерная двигательная активность;

·        импульсивность;

·        отвлекаемость-невнимательность.

Диагноз считается правомерным, если наличествует по меньшей мере 8 из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются:

·        недостаточностью речевого развития и тонкой моторики,

·        сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков,

·        рисованию,

·        имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик.  

Это приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и, будущей или настоящей учебной деятельности.

 

        Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка

 В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

 

                    Поведение родителей  и их отношения к ребенку

1.     проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

2.     помните, что чрезмерная болтливость, подвижность

     недисциплинированность не являются умышленными;

3.     контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

4.     не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и  

     «нельзя»;

5.     стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

6.     избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а другой – завышенных требований к ребенку;

7.     реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

8.     повторяйте свою просьбу одними и теми же словам; много раз;

9.     не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

10. выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

11. для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

 

                        Создание психологического комфорта в семье.

1.     уделяйте ребенку достаточно внимания;

2.     проводите досуг всей семьей;

3.     не допускайте ссор в присутствии ребенка.

              

                        Организация режима дня и места для занятий:

1.     установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

2.     чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

3.     снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

4.     оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

5.     избегайте по возможности больших скоплений людей;

6.     помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

7.     организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

 

                                              Коррекция поведения ребёнка

1.     придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;

2.     не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;

3.     чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;

4.     составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;

5.     воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;

6.     не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

7.     постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

8.     не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

9.     не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

10. помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

11. не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

12. объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

13. Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

14. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»

·        лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

·        запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;

·        прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

·        чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;

·        холдинг, или простое удержание в «железных  объятиях»,

·        внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и  во взрослой жизни.

    Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 10 лет.

 

                                                                                Список литературы

1.      Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно. М.1995г.

2.      Науменко Ю.В. особенности обучения детей с ММД// Воспитание и 

          обучение детей с нарушениями в развитии. №5 2006г.

3.      Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.2005г

4.      Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М. 2005г.

 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!