Две важные особенности приемных детей

Авторство

Крохина Ирина Анатольевна

Психолог
Город: Екатеринбург
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, психоанализ

 

     Основываясь на своей практике, могу сказать, что большей частью приёмные родители – это те, кто в своё время воспитывался в семье. Не сталкиваясь на прямую с детьми, воспитывающимися в детском доме, им сложно представить, что сама система государственного воспитания и события из жизни детей, которые привели их туда, накладывают свой отпечаток на развитие личности ребёнка, привносит особенности в отношениях с окружающими. Когда же ребёнок оказывается в приёмной семье, именно непонимание этих особенностей может стать причиной конфликтов, создавать дополнительные сложности во взаимопонимании и выстраивании доверительных отношений внутри семьи.

     Т.о. знание особенностей приёмных детей позволит избежать этих неприятных ситуаций, а если же они все-таки возникнут, то поможет понять причины поведения ребёнка и найти верное решение.

    Здесь я расскажу о нескольких таких особенностях. И первой из них касается того, что ребёнок за свою жизнь уже успел столкнуться с потерей самого близкого человека – матери или лица его заменяющего. Иногда потерь может быть несколько, в том числе, потерей может стать увольнение любимого воспитателя в детском доме. В результате формируются так называемые - нарушения привязанностей. Тема достаточно сложная, формат этой статьи не позволяет её раскрыть. Для тех, кого заинтересует данная тема рекомендую книги Джона Боулби («Привязанность», «Создание и разрушение эмоциональных связей» и прочее), создателя теории привязанности или её адаптированные описания – их достаточно легко найти в интернете. Здесь же я только опишу то, как нарушения привязанностей могут проявиться в поведении ребёнка.

      Например, парадоксом  (для обычных людей) становится уход ребёнка от контакта с новыми людьми, когда по идее он должен желать его и всячески это демонстрировать – впервые увидев, бежать со словами – « Мама, папа, я знаю, вы за мной пришли». Хотя поведение вполне объяснимо – оно защищает ребёнка от новых  (ожидаемых) разочарований, новых разрывов. Но при этом потребность быть в контакте у ребёнка (да и не только ребёнка, но и взрослого) сохраняется. Вот только для того, чтобы  пробиться к её прямому проявлению, удовлетворению у ребёнка с нарушенными привязанностями приёмному родителю может понадобиться время и терпение. Следует отметить, что это только один из примеров проявления нарушения привязанностей. Её форму у конкретного ребёнка определяют  врождённые и приобретённые особенности психики (типичные реакции на стрессовые ситуации) и  личный опыт. Поэтому для будущих приёмных родителей становится важным -  внимательно изучить личное дело ребёнка, поговорить с воспитателями, узнать как можно больше о его прежней жизни, эти его типичные реакции, кем были эти близкие для него люди, сколько их было, и что это были за отношения. Все это позднее позволит лучше понять ребёнка, его поведение.

     Второй особенностью, о которой я хочу здесь рассказать – это отсутствие в детском доме личного пространства. Эта особенность самого государственного учреждения становится основой  наиболее частного обращения к психологу приёмных родителей -  «не понимает, что чужое брать нельзя,… что за своими вещами нужно смотреть, беречь их». Частным проявлением может стать воровство. Для начала здесь важно  понять, что в детском доме в силу нескольких причин (первой из них является обеспечение безопасности самого ребёнка) у ребёнка нет места, где хранятся только его вещи, и никто кроме него не имеет доступа к ним; грязные вещи отдаются в прачечную, их стирает специальный человек, и нет гарантии, что после стирки они вернуться именно их владельцу, а не другому ребёнку, поэтому зачем о них заботиться и т.д.

    В такой ситуации сложно объяснить ребёнку и научить, что чужое брать нельзя (ведь его может взять практически любой, кто зайдёт в его комнату), что за своими вещами нужно смотреть и беречь их. Т.о. это разделение на своё и чужое (какого бы возраста ребёнок не был, а чем старше, тем сложнее) должен произвести сам приёмный родитель - научить заботиться о своих вещах и уважать чужие. Здесь наиболее убедителен  собственный пример приёмного родителя, в том числе и демонстрируемый в отношении вещей ребёнка, каким бы «хламом» он не представлялся взрослому.

     Вот это две особенности, о которых я хотела рассказать. Я выбрала их потому, что на занятиях школы приёмных родителей именно обсуждение  того, что такое привязанность, как она значима для любого человека и как она может быть нарушена у ребёнка, воспитывающегося в детском доме и того, что здесь ребёнок лишён такого важного компонента жизни, как личное пространство - вызывает самые бурные, обсуждения и самые сильные  эмоциональные переживания у участников. После того, как будущие приёмные родители узнают о них, они отмечают, что их взгляд на приёмного ребёнка изменился, им становится легче понять его поведение, переживания, появляется необходимость запастись временем и терпением.

      Больше информации можно узнать в моей группе - http://vk.com/club44903019 

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!