Детская психосоматика.

Авторство

Борикова Марина Валерьевна

Психолог
Город: Екатеринбург
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: онлайн, краткосрочная стратегическая терапия, телесно-ориентированная психотерапия, прочие подходы и методы

 Психосоматика - это невроз  ушедший в тело. В случае  детской психосоматики -  тело ребёнка несёт на себе отпечатки неврозов и  личных историй всех  взрослых, которые его окружают.

Психологическую природу  болезни предполагают тогда, когда адекватно назначенное лечение либо совсем не даёт результатов  либо  приносит лишь временное облегчение.

Дети  являются индикаторами  происходящего в семье. Пока им  недоступна речь или ограничено право выражения чувств, тело остаётся единственным способом заявить о потребностях и отреагировать проблему.  

 Мышление ребёнка только развивается.  Он не может понять происходящее  при помощи логики и  разума поэтому делает выводы, опираясь как на свои  эмоций, так и  эмоции проявляемые его  родителями.

Для развития  психосоматического состояния , необходимо сочетание личностных особенностей и  неблагоприятных   психосоциальных факторов.  Говорить о том, что одно и то же событие обязательно даст старт  психосоматической реакции у всех детей, в корне неверно.

Специалистами выделяются  три основные группы  неблагоприятных психосоциальных факторов провоцирующих  психосоматические реакции  у детей.
  • Глобальные и общественные.  Дети разделяют тревоги своих родителей  в случае  глобальных конфликтов с  угрозой  безопасности , социальному или  материальному  положению( нахождение в зоне глобального конфликта, стихийного бедствия,  эмиграция, постоянное присутствие при сценах насилия или издевательств   и тд, и т п)
  • Неблагоприятные факторы связанные с детскими учреждениями, ввиду смены обстановки и системы требований ;необходимостью приспосабливаться к давлению воспитателей или учителей;  внесение элементов  соревновательности в процесс взаимодействия с социумом, ориентация на успех, высокие требования.
  • Семейные неблагоприятные факторы, обусловленные психологическими особенностями родителей, типами воспитания, наличием/отсутствием социальной поддержки.

Важно учитывать  разницу в реакции на стрессовые факторы, обусловленную возрастом ребёнка.

Дети от  0 до 3 лет  тяжело переживают  любое расставание с родителями, независимо от продолжительности.  Так как маленькие дети не владеют языком, их переживания часто проявляются через тело.  ( срыгивания, рвота, кожные высыпания, заболевания ЖКТ)  Чрезмерная усталость или послеродовая депрессия матери, также имеет значение и может вызвать реакцию.

Дети от 4 до 8 лет ( дошкольники и младшие школьники)  сильно переживают  из-за невозможности соответствовать родительским ожиданиям.  Чувствительна  область  высокой успеваемости в школе или успехов в творчестве и спорте. Здесь под ударом дети перфекционистов и  достиженцев.

Для подростков более важно мнение  референтной группы сверстников. Конфликт  или несоответствие требованиям  группы  может стать причиной  психосоматической реакции.

В возрасте до 7 лет психосоматика чаще проявляется кожными  заболеваниями, астмой и нарушениями в пищеварительной системе. 8–10 лет — различные болевые синдромы. После 10 лет — эндокринные нарушения.  ( диабет, ожирение, заболевания щитовидной железы, репродуктивной системы)  Аритмии наблюдаются в любом возрасте.

Среди непосредственных причин  психосоматических расстройств у детей можно выделить:.
  • Невозможность выразить эмоцию ( страх, тревога, стыд, запрет на радость)
  • Условная выгода (возможность получит особенное отношение к себе  при помощи симптомов болезни)
  • Завышенные ожидания родителей и невозможность их оправдать – можно сказать, что болезнь является  следующей  стадией синдрома вынужденной беспомощности и способом избегания столкновения с заведомо стрессовой ситуацией..
  • Ребенок и его болезнь — связующее звено между родителями ( живём ради ребёнка, так как он болен).
  • Обслуживание невыраженных потребностей мамы (папы) используется одним из родителей  для манипуляций другим ради получения собственных выгод.
  • Болезнь как способ ухода от проблемы ( не хочу в дет сад, школу, на соревнования)
  • Копирование проявлений других детей

В процессе психологической работы на первом месте находится  готовность родителя увидеть то, что скрывает симптом ребёнка, а основной проблемой  является именно психологическая защита,  срабатывающая у взрослого. Она побуждает  отрицать возможные смыслы симптома или вообще не даёт дойти до психолога.

У родителей  может возникнуть  чувство  вины  по поводу происходящего с ребенком. Это чувство не должно остаться не проработанным.

Отдельного рассмотрения заслуживает чувство вины родителя за наследственные заболевания, врождённые пороки развития   или тяжёлые, угрожающие жизни болезни детей. Чувство вины родителя, всегда усугубит проявление симптома и может передаться детям. В некоторых случаях дети  воспринимают  особенности своего  здоровья  в качестве наказания за иррациональную «родовую вину».

При  работе с любой психосоматической проблемой, важно осознавать, что устранение причин психосоматической реакции это 70%  успеха и гарантированное снижение частоты и интенсивности симптомов.  Всё остальное, это привычка ребёнка использовать  вторичные выгоды , которые исчезают только  ввиду отсутствия  востребованности.

Самые часто встречающиеся причины детских  психосоматических реакций:

Энурез — «плач нижней частью тела». Возможные причины: чувство несчастности, недостаток защищенности и внимания, регресс в связи со стрессовой ситуацией, «помечание территории».

Заболевания горла, кашель — агрессия и невозможность ее выразить. Психологические спазмы от сдерживания выражения эмоций приводят к спазмам физиологическим, в результаты нарушаются локальное кровообращение и иммунная защита. Нарушения глотания — обида и также невозможность ее выразить — спазмы в горле

Кожные заболевания, аллергии как реакции на напряжение во внешней среде у чувствительного ребенка.

Каждая семья имеет свою неповторимую историю развития. Важно, что бы эта история не превратилась в обслуживание болезней детей.

Желаю всем психического и соматического здоровья и жду вас на консультации.

Запись на онлайн консультацию WhatsApp Telegram +7912207 1020

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!