Депрессия или возможность самовыражения

Авторство

Хитрова Олеся Геннадьевна

Психолог
Город: Челябинск
Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп
Специализация в психологических подходах и направлениях: лечение зависимостей, НЛП, арт-терапия, онлайн, песочная терапия
От автора: «У каждого из нас есть желания, мечты, цели, планы. Но всегда есть чувство, что чего-то не хватает. Чувство удовлетворения, вот, что ценно для любого человека. Важна активность в исполнении желаемого. Сказать «Я хочу, я решил(а)» - значит встретиться с результатами собственных решений. Ребёнок не может выжить один, он нуждается в заботах взрослых, но, вырастая, мы начинаем заботиться о себе сами. Понять, чего Я хочу - Ваша задача». Работая с клиентами в своей практике, я часто сталкиваюсь с запросами, которые подтолкнули меня к исследованию одной из распространенных тем-ДЕПРЕССИЯ. Что же такое депрессия? Если использовать терминологию, то ДЕПРЕССИЯ – («давить», «подавить») 'это то состояние которое характеризуюется «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), заторможенность движений. Если говорить о значении данного термина, то действительно, глаголы «давить» и «подавлять» довольно часто распространены именно в детском возрасте. В том возрасте, когда мы не можем проявлять себя как хочется этого нам, а «должны» подстраиваться под «образ», который нам прививают взрослые. Таким образом, живя «под лозунгом запретов». Рассматривая депрессию с разных аспектов, я выстроила схему, которая отражает её структуру: - отсутствие самовосприятия; -подавление чувств; - недостаток энергии; - "отсутствие дыхания". Основная задача в работе терапевта должна быть направлена на: Движения тела, движения глаз, работа с голосом. Человек, являющийся заложником депрессивного состояния, как правило, живет погружением в прошлое, либо в иллюзорном будущем. Например: если человека отвергали в детстве, он живет с ожиданием принятия и одобрения со стороны окружающих, что явно проецируется на иллюзорное будущее. Или другой пример, однажды в детстве столкнувшись с ситуацией беспомощности или безысходности, во взрослой жизни, этот человек будет декларировать обществу свою силу и власть, пряча под маской свои чувства. По своей природе человека можно разделить на внешне-ориентированного либо внутри-ориентированного. В чем же их отличия, давайте рассмотрим: Внешне-ориентированный человек Внутри-ориентированный человек Верит в других, сталкиваясь таким образом в жизни с разочарованиями. Верит во что-то вне его самого, удовлетворяя таким образом потребность в признании, значимости. И ждет такого же ответа от тех, для кого он это все делает. Явно выражен перенос ответственности на других. Часто одевает «маску независимого», скрывая истинную зависимость от окружающих. Желания носят обобщенный характер, например: «Я хочу любви, счастья». Отсутствие самосознания и центрированности «Я». В своей жизни ориентирован на себя и удовлетворение своих потребностей. Делая что-либо для себя, утверждает себя. Открытый и независимый тип личности, проявляющий веру в себя, и знающий обоснованность своих эмоций. Знает чего хочет, и выражает это конкретно, например: «Я напряжен и мне нужно расслабиться». Позиция самосознания хорошо развита. Люди, страдающие от депрессии не удовлетворили свои оральные потребности еще в младенчестве, либо испытали острый дефицит в них. Это такие потребности как: - поддержка; - переживание телесного контакта; - потребности получать внимание и одобрение; - быть согретым любовью и заботой. Приведу в пример метафору, которую я использую в работе: Ребенок преждевременно оторванный от матери, подобно недозревшему плоду, сорванному с дерева, каждый раз будет стараться вернуться , чтобы закончить прерванный процесс и завершить созревание. Люди подвергшиеся депрессивному состоянию совершенно бессознательно блокируют энергию в своем теле, создавая таким образом телесные зажимы, и становясь скованными и безжизненными. Напряжение блокируется в таких частях тела как: затылочные мускулы, вокруг основания черепа, напряжение мышц горла и шеи, напряжение диафрагмы и кольцо вокруг поясницы, зажат живот и ягодицы, напряжение в грудной клетке и плечевом отделе. С чего же важно начать? Работая с этим запросом, хочу предложить схему первичных действий, для возврата к осознанию себя. Первое, что следует сделать, это выразительные движения, которые задействуют неподвижные области, или надавить на напряженные мускулы, чтобы их расслабить. Во-вторых, совершая такие манипуляции важно понять значение напряжения: - какие импульсы, действия сдерживаются; -какую роль играет напряжение; -какие последствия оказываются на поведение и настроение. В-третьих, побудить себя, выразить обычным голосом или криком, те чувства, которые будут актуальными при работе с напряженным участком. Выйти из депрессивного состояния Вам помогут любимые занятия. Подумайте, а чего бы Вам сейчас хотелось больше всего? Сделайте это. Научитесь чувствовать свои потребности, прислушиваться к себе. Хочу конфету? Съем! Хочу пойти и покричать на улицу? Уже иду! Хочу найти новую любовь? Я в пути! Это самая лучшая терапия на свете – терапия счастьем. Читайте то, что Вам хочется читать, а не то, что посоветуют. Делайте себя счастливыми! Желаю Вам успехов и благополучия!

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!