Адаптация ребенка к детскому саду

Авторство

Яско Лариса Михайловна

Психолог
Город: Серов
Виды деятельности: психолог-консультант
Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия

Адаптация - это привыкание организма  к новой обстановке. Для ребенка  детский сад - это новый этап в жизни, сопряженный со множеством новых впечатлений и стрессом. Стресс у ребенка провоцирует, в огромной степени - отрыв от матери. Ребенок неразрывно связан со своей матерью - это главное, что у него есть и будет. И вдруг его любимая на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома.

     Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается.

     По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

В яслях от  1,5 до 3 лет - 7-10 дней;

В детском саду в 3 - 4 года - 2-3 недели;

В старшем дошкольном возрасте 5–6 лет - 1 месяц.

(более развиты произвольное поведение)

     Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

     Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

     Для того, чтобы адаптация ребенка  прошла менее болезненно не возникло стресса, родителям очень важно, заранее - за 3--4 месяца - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.

 

1.     Режим дня.   

Дети часто испытывают трудности с привыканием к тому режиму дня, который существует в детском саду. Легче адаптироваться тем детям, чей режим близок к режиму сада.

7:30 – подъем, умывание, одевание;

8:30 – крайнее время для прихода в сад;

8:40 – завтрак,

10:30 – прогулка,

12:00 – возвращение с прогулки,

12:15 – обед,

13:00 – 15:00 – дневной сон,

15:30 – полдник.

             Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

Чем раньше вы начнёте приучать ребёнка к этому режиму, тем легче и быстрее пройдёт его адаптация. Научите ребёнка вставать утром в то время, в которое вы планируете будить его с того времени, как начнёте ходить в детский сад.

 

Распределите:

·        игры,

·        приемы пищи,

·        дневной сон,

·        занятия и прогулки

так, чтобы они максимально соответствовали тому времени, в котором проходят в детском саду. Ребёнок быстро привыкнет к новому режиму, а в садике будет чувствовать себя уверенно, ведь он уже будет знать, что его ждёт после завтрака или прогулки.

 

2.     Питание.

Детям, чей рацион питания приближен к детскому саду. легче адаптироваться. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния.

Основу рациона составляют:

·        каши,

·        творожные запеканки и сырники,

·        омлет,

·        различные котлеты (мясные, куриные и рыбные),

·        тушеные овощи,

·        супы.

Для того, чтобы подготовить ребёнка к новой для него пище, стоит узнать обычного меню в том детском саду, куда будет ходить ребёнок. Постепенно вы можете вводить в рацион те блюда, которые подают детям в детском саду, малыш к ним привыкнет и когда придёт время отправляться в детский сад, у вас не будет поводов переживать за то, что ребёнок плохо ест. Привычная еда всегда нравится детям больше, чем что-то новое.

 

3.     Необходимые навыки.

Особое значение в период адаптации ребенка в детском саду  имеют и такие факторы, как:

·        уровень культурно-гигиенических навыков,

·        навыков самообслуживания.

   Уже в яслях от детей требуются некоторые навыки самообслуживания. Ребенок:

·        должен быть приучен к горшку,

·        должен уметь пить из чашки и самостоятельно есть ложкой,

·        пытаться одеваться и раздеваться самостоятельно.

    О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

     В 1 год 6 месяцев ребенок:

   * держит в кулачке ложку, ест (частично) жидкую и полужидкую пищу,  

      пьет из чашки (почти не проливая);

     * отрицательно относится к нарушению опрятности;

     * сообщает о физиологических потребностях;

     * спокойно относится к умыванию.

В 1 год 9 месяцев ребенок:

     * самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей

        тарелки;

     * самостоятельно снимает (стягивает) шапку и обувь, частично одевается

         (натягивает шапку, надевает туфли);

     * обращает внимание на грязное лицо и руки;

     * контролирует физиологические потребности;

     * проявляет стремление к самостоятельным действиям;

     * знает места хранения одежды, игрушек и других вещей.

     В 2 года ребенок:

     * ест аккуратно, не облизываясь;

     * при умывании трет ладони и части лица, вытирается при помощи

        взрослого;

     * самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при

        незначительной помощи взрослого), частично раздевается;

     * знает места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;

     * пользуется носовым платком (при напоминании);

     * контролирует физиологические потребности. В 2 года 6 месяцев

        ребенок:

     * одевается и раздевается с незначительной помощью взрослого;

     * расстегивает и застегивает од ну-две пуговицы. В 3 года ребенок:

     * одевается с незначительной помощью взрослого, а раздевается

        самостоятельно;

     * складывает свою одежду перед сном;

     * застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;

     * знает назначение многих предметов и их местонахождение;

     * выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);

     * умеет мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

     * замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком;

     * регулирует свои физиологические потребности;

     * вытирает обувь при входе в квартиру;

     * аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;

     * не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;

     * говорит слова благодарности, здоровается, прощается.

         Если ребенок научится делать это еще до детского сада, ему будет проще адаптироваться. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

    В противном случае его научат этому непосредственно воспитатели, но ребенок может чувствовать себя не комфортно от того, что другие дети в саду уже умеют это делать.

     Помимо навыков самообслуживания ребенку пригодится:

·        умение соблюдать дисциплину и

·        четкий распорядок дня, установленный в детском саду.

   Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

 

4.     Коллектив.

        Ребенка нужно подготовить к общению с воспитателями и со сверстниками. Неподготовленный ребенок, привыкший все время находиться рядом с мамой, испытает огромный стресс от необходимости находиться в непривычном месте (детском саду) в большом коллективе, с незнакомыми людьми (воспитателями) и слушаться их. Для того, чтобы ваш ребёнок не оказался изгоем, постарайтесь, чтобы он приобрёл опыт общения с другими детьми до того, как впервые окажется в  детском саду. Чтобы ребенку было проще привыкнуть к пребыванию в детском саду, нужно расширить его круг общения, чаще ходить с ним в гости, звать гостей к себе. Чаще гуляйте с ним в парках, на детских площадках, где бывают дети его возраста, ходите в гости к знакомым с маленькими детьми. Хорошо, если в круг общения ребенка войдут дети, которые уже ходят в детский сад. Ребенку нужно усвоить базовые правила общения: научиться делиться своими игрушками, не отнимать чужие, понять, что нельзя обижать других детей и давать в обиду себя. Позволяйте ему самому учиться выстраивать отношения, объясняйте ошибки и поощряйте за правильное поведение.

    Важно, чтобы ребенок узнал, что кроме мамы и папы есть и другие      взрослые, и научился с ними общаться. Также ребенку важно знать, что мама обязательно за ним вернется, не забывайте говорить ему об этом.

    Если ваш ребёнок научится быть доброжелательным, сможет легко делиться игрушками и сладостями, но при этом сможет постоять за себя, то в детском саду ему будет гораздо проще.

 

5.     Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети,

              почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад

   Например: "В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло".

                                              

                                             Первые дни в детском саду

     В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными.

     Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

     О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

     Первое время познавательная активность может быть снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке.

     Объясняйте ребенку, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

    

  Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

    Прислушивайтесь к своему ребёнку, интересуйтесь, чем он занимался в течение дня без вас, что кушал, во что и с кем играл, что узнал нового. Впечатления и эмоции ребёнка помогут вам понять, что он чувствует и как проходит адаптация. Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.

     Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью.

     Необходимо в этот период позаботиться и о здоровье – принимать витамины и иммуноповышающие добавки, чтобы исключить заболевания, которые часто случаются именно в период адаптации.

1.     Важно, чтобы ребенок высыпался ночью, иначе у вас возникнут трудности с пробуждением в нужное время.

2.     Необходимо в первое время забирать ребёнка чуть раньше, не оставлять его на целый день с первого же дня. Пусть ребёнок привыкает к новым условиям постепенно.

3.     Стоит понаблюдать, как складываются отношения вашего ребёнка с воспитателем и коллективом сверстников.

 

   

Если вам интересно, что и как происходит в психотерапии - читайте блоги клиентов психологов!

А если вы сами посещаете психолога/психотерапевта, и хотите поделиться с другими своим опытом - напишите об этом нам!